Узел соединения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„ЯУ„„121494 (д1) Д F 16 E 21/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

N) ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3794822/25-27 (22) 26.09 ° 84 (46) 28.02.86. Бюл. У 8 (72) В,П. Коновалов и Н.Г. Махотин (53) 62 1.88(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 781464, кл. F 16 J 1/10, 1979. (54)(57) 1. УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ, содержащий охватывающую и охватываемую детали, соединенные между собой закладными цилиндрическими штифтами, раздвигаемыми распорным болтом с конусным концом, расположенным в охватываемой детали соосно ей, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения удобства монтажа и демонтажа, отверстия под закладные штифты в охватываемой детали выполнены наклонными, в охватывающей детали под штифт выполнена кольцевая канавка треугольного сечения с прямым углом, одна из сторон которого параллельна образующей конуса распорного болта.

2. Узел по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности соединения, он снабжен расположенным в полости охватываемой детали упругим элементом,взаимодействующим с торцом конусного конца распорного болта.

3 ° Узел по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что по крайней мере одна кольцевая канавка в охваты- вающей детали выполнена эксцентрично ее продольной оси.

1! 12149

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение для соединения поршня со штоком, а также в соединениях деталей типа вал-втулка.

Целью изобретения является повышение удобства монтажа и демонтажа.

На фиг. 1 показан узел: соединения„ осевой разрез; на фиг. 2 и 3 — варианты выполнения кольцевой канавки в охватывающей детали. 1О

Узел соединения содержит охватывающую 1, например поршень с кольцевой канавкой 2, и охватываемую 3, например шток, с радиальными отверстиями

4, детали, которые соединяются между собой с помощью раздвигаемых распорным болтом 5 с конусным концом 6 закладных„ например, цилиндрических штифтов 7 с прямыми торцами на обоих концах. Распорный болт 5 расположен 2О охватываемой детали 3 соосно ее оси 8, а его конусный конец 6 контактирует с торцами 9 штифтов 7. Вохватываемой детали 3 каждое отверстие 4 под цилиндрический штифт 7 вы- 25 полнено под углом с(., например 30-60 к ее продольной оси 8. В охватывающей детали 1 кольцевая канавка 2 вы— полнена треугольного сечения с прямым (90 ) углом. Сторона 10 канавки щи!

2 параллельна образующей конусного конца 6 распорногo оТТТе 5. KoHTTU закладных штифтов 7 размещены в кольцевой канавке 2. Узел соединения имеет упругий элемент 11, например, в виде пружины сжатия или куска резины. Упругий элемент 11 расположен в полости охватываемой детали 3 и взаимодействует с торцом конусного конца 6 распорного болта 5. По крайней мере одна из кольцевых канавок

2 в охватывающей детали : может быть выполнена эксцентрично ее продольной оси 8.

40 2 могут быть концентричны или эксцентричны продольной оси узла соединения.

Причем в случае выполнения более ододной эксцентричной кольцевой канавки каждая из них может быть расположена с угловым например, на 180, смещением относительно других °

Первоначальную сборку осуществляют в следующей последовательности.

Б полость осевого отверстия охватываемой детали (штока) 3 вводят упругий элемент 11, а следом начинают ввертывать не до упора болт 5.

При этом упругий элемент 11, находясь в свободном состоянии, касается торца конусного конца 6 болта 5, Затем в радиальные отверстия 4 детали 3 закладывают цилиндрические штифты 7, которые, скользя по поверхностям отверстий 4, доходят до конусного конца б, контактируя с последним своими торцами 9. При этом проти. воположные концы штифтов 7 не выходят за пределы наружной поверхности детали 3. Далее на охватываемую деталь 3 надевают охватывающую деталь (поршень) 1, при этом отверстия 4 совмещаются с кольцевой канавкой 2.

После этого болт 5 ввертывают в осевое отверстие охватываемой детали 3 до упора, при этом конусный конец 6 болта 5> контактируя с торцами 9 штифтов 7, подпирает последние, и цилиндрические штифты 7, перемещаясь по отверстиям 4, входят в кольцевую канавку 2 до упора в ее сторону 10, надежно фиксируя при этом деталь

1 на детали 3. Упругий элемент 11, находясь при этом в сжатом состоянии и взаимодействуя с торцом конусного конца б болта 5, препятствует самоотвертыванию последнего, способствуя тем самым надежности соединения узла.

При передаче небольших осевых усилий или крутящих моментов возможна установка одного штифта 7.

При передаче значительных осевых усилий или. крутящих моментов в каждом радиальном отверстии 4 охватываемой детали 3 в продольном направлении может быть установлено несколько штифтов 7, концы которых размещаются в одной кольцевой канавке, а также в охватывающей детали 1 может быть выполнено в осевом направлении несколько кольцевых канапок 2 (фиг. 3), каждая из которых или в e

При выполнении в охватывающей детали 1 кольцевой канавки 2 эксцентрично ее продольной оси 8 охваты- . вающая деталь 3 зафиксирована от прокручивания, что позволяет использовать узел соединения при работе не только в возвратно-поступательном движении, но и при передаче крутящего момента.

Для рассоединения деталей 1 и 3 достаточно вывернуть болт 5. При этом упругий элемент 11, разжимаясь продолжает контактировать с торцом конусного конца 6 болта 5, а цилиндрические штифты 7 в результате отсутСоставитель В. Лебедева

Техред М.Надь Корректор Т. Колб

Редактор Н. Горват

Заказ 896/48 Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IIIIII "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 12 ствия усилия со стороны болта 5 получают возможность свободного перемещения по отверстиям 4. При дальней= шем вывертывании болта 5 штифты 7, перемещаясь вдоль отверстий 4, выходят из канавки 2, тем самым разъединяя детали 1 и 3, и одновременно с этим своими торцами 9 сходят в конусной части 6 болта 5, но от пол14940 ного выпадения иэ радиальных отверстий 4 удерживаются упругим элементом 11, что повышает удобство при демонтаже узла.

Изобретение позволяет повысить удобство и технологичность монтажа и демонтажа, надежность соединения эа счет стопорения болта.