Муфта для соединения соосных валов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (б1) g F 16 D 11/02, 1/12 ( списочник изоьгеткния

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3805034/25-27

:(22) 13.08.84 (46) 28,02,86, Бюл. Ф 8 (71) Донецкое производственное объединение по горному машиностроению

"Донецкгормаш" (72) Л.М.Раский (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР у 830044, кл. F 16 0 11/02, 06. 12.78.

Авторское свидетельство СССР

У 712553, кл. F 16 В 1/12, 15.04.77. (54)(57) 1, МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ

СООСНЫХ ВАЛОВ, содержащая полумуфту, выполненную в виде зубчатого колеса и охватывающую его полумуфту с установленным в ней соединительным элементом, входящим в зацепление с зубчатым колесом, о т л и ч а ю щ а я " с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения удобства эксплуатации, зубчатое колесо выполнено косозубым и установлено на валу с воэможностью регулировочного осевого перемещения, а соединительный элемент выполнен в виде штифта, установленного в полумуфте с возможностью радиального перемещения.

1214950

P oretc f, угол.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что она снабжена втулкой с радиально расположенным в ней штырем, на ступице зубчатого колеса выполнена кольцевая канавка, втулка связана с валом посредством реэьбового соединения, а штырь размещен в кольцевой канавке.

3. Муфта по п.i, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что ширина B косозубого колеса определяется зависимостью 4 ю

Sin P где ч — нормальный модуль зацепления; — угол наклона зубьев.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам, и может быть использовано в устройствах для соединения и рассоединения соосных валов в любом их относительном угловом положении, Цель изобретения — упрошение конструкции, монтажа и демонтажа муфты.

На фиг.1 изображена выключаемая для соединения соосных валов муфта, продольный разрез; на фиг.2 — полумуфта в виде косозубого колеса, на фиг.3 — схема зацепления зубьев колеса с конусным штифтом.

Муфта состоит из полумуфты в виде зубчатого колеса 1, установленного на валу 2 с возможностью осевого перемещения и соединенного с валом 2 с помощью шпонки 3.

Косоэубое зубчатое колесо 1 выполнено с шириной зубчатой части

4 .и

Sin Р где ln — нормалЬный модуль зацепления; — угол наклона зубьев.

Внешний конец 4 вала 2 выполнен с резьбой 5, на которую навинчена втулка 6, несущая штырь 7.

Конец штыря 7 взаимодействует с кольцевой канавкой 8, выполненной в ступице колеСа 1.

Положение втулки 6 ча валу 2 зафиксировано гайкой 9. Зубчатое ко,песо 1 охватывается полумуфтой 10, Муфта по п,1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что угол р наклона зубьев колеса определяется зависимостью где — коэффициент трения в зацеплении колеса штифтом, 5. Муфта по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что рабочий конец штифта выполнен конусным с углом с, определяемым из зависимости F= 2 о, где oC — угол зацепления колеса ° соединенной с валом 11 (соосным с валом 2). Полумуфта 10 установлена на подшипнике 12 вала 2 с возможностью относительного поворота во5 круг оси. В ободной части полумуфты 10 установлен штифт 13 с воэможностью радиального перемещения с помощью резьбы. Конец штифта 13, зацепляющийся с зубьями 14 колеса 1, выполнен конусным.

Муфта работает следующим образом.

Для полного рассоединения валов 2 и 11 необходимо вывести штифт 13 из зацепления с зубьями 14 колеса 1.

Для этого надо отвинтить гайку 9 и втулку 6. При этом штырь 7, перемещаясь влево из положения, изображенного на фиг.1 вверху, последовательно смещается в положение, изображенное на фиг. 1 внизу, и затем полностью выводит зубчатое колесо 1 из полумуфты 10. Вал 11 получает возможность повернуться в подшипни 5;ке 12 относительно вала 2 на любой

Для соединения валов 2 и 11 в любой фазе их относительного положе30 ния остается теперь ввести вновь в зацепление штырь 13 с зубьями 14 и зафиксировать это положение втулки

6 гайкой 9.

Это обеспечивается благодаря тому, что зубья 15 выполнены косыми, 1214950

l1 Vt1

Ос 5lg Р фиа2

Составитель В.Гладкий

Редактор Н.Горват Техред М.Надь Корректор С.ЧеРни

Заказ 896/48 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4 а ширина колеса 1 (в зубчатой части) превышает величину осевого шага

При указанных параметрах зубьев

14 колеса осевое его перемещение с помощью втулки 6 и штыря 7 на величину t приводит к повороту колеса 1 на угол 360/, где z — - число зубьев колеса. При этом колесо поворачивается на 1 зуб и изготавливается к введению штифта 13 в зацепление со следующей (смежной)парой зубьев 14 колеса 1.

Таким образом, в пределах сцепления штифта 13 с одной парой зубьев

14 обеспечивается тонкая регулировка положения вала 2 относительно вала

11, а грубая регулировка обеспечивается вводом штифта 13 в другую пару зубьев 14.

Выполнение штифта 13 конусным с углом =2 ol. (Ы вЂ” угол зацепления) обеспечивает стандартное реечное зацепление его с колесом 1 при вращении штифта 13. Выполнение последней реэьбовой позволяет регулировать зазоры в зацеплении вплоть до полного их устранения.

Выполнение угла наклона зубьев в

10 меньше угла трения (tgp(f где — коэффициент трения между штифтом 13 и зубом 14) делает зацепление самотормозящим и исключает воздействие осевых усилий, возникающих

15 в зацеплении на штырь 7 и резьбу втулки 6 и вала 2, что повышает их долговечность.

Управление муфтой простое и удобное. Оно осуществляется всегда из

20 одного положения путем вращения втулки 6 и гайки 9. Конструкция муфты проста, зазоры легко регулируются с помощью штифта 13.