Литейная форма для поршней с износостойкой вставкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
09) О1) (5!) 4 В 22 D 19/00 15/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3? 79190/22-02 (22) 01.06.84 (46) 07.03.86. Бюл. У 9 (7l) Институт проблем литья АН УССР (72) Н.И.Печеный, B.М.Сабыбин, Н.П.Ищук и В.В.Чайкин (53) 621.74.046(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1007828, кл. В 22 D 15/02, 1982.
Технология автомобилестроения:
Сборник. 1981, 11 5, с. 4. (54)(57) 1. ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ ПОРШНЕЙ С ИЗНОСОСТОЙКОЙ ВСТАВКОЙ, отливаемых из легких сплавов, содержащая металлические полуформы с боковыми стержнями, центральный стержень с выступами и ограничительными упорами, износостойкую вставку и стержень, образующий охлаждаемую полость, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения производительности и расширения номенклатуры отливаемых поршней, стержень, образующий охлаждаемую полость, снабжен лапками 1- -образной формы, имеющими вертикальные и горизонтальные полки и размещеными равномерно по окружности наружной боковой поверхности стержня.
2. Форма по п.2, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что внешний габарит вертикальных полос равен внутреннему диаметру износостойкой вставки.
1215860
Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано для получения поршней двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повьппение производительности и расширения номенклатуры отливаемых поршней.
На фиг 1 изображена литейная форма для отливки поршней с износостойкой вставкой и охлаждаемой полостью, разрез; на фиг,2 — полый армирующий стержень; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 — металлическая форма для отливки поршней с износостойкой вставкой и герметически закрытой облегчающей полостью, разрез; на фиг,5 — то же,с верхним центральным стержнем для отливки поршней с износостойкой вставкой и охлаждаемой или облегчающей полостью, Литейная форма состоит иэ металлических нолуформ 1, центрального стержня 2, полого армирующего стержня 3 и износостойкой вставки 4.
Полуформы I собираются вокруг поддона 5. Центральный стержень 2 имеет выступы 6 по форме отверстий в полом армирующем стержне и ограничительные упоры 7.
Полый армирующий стержень 3 состоит из двух тонкостенных штампованных половин, соединенных между собой при помощи кернения или завальцовки.
В одной иэ половин выштампованы впускное и выпускное отверстия 8 и фиксирующие лапки 9, имеющие вертикальную 10 и горизонтальную ll полочки, при этом наибольшее расстояние по диаметру армирующего стержня 3 между вертикальными полочками 10 равно внутреннему диаметру износостойкой вставки, а между горизонтальными назначается конструктивно.
Габариты полочек выбраны исходя из их функционального назначения.
Вертикальные полочки 10 центрируют иэносостойкую вставку 4 относительного полого армирующего стержня 3, поэтому их габаритный размер равен внутреннему диаметру вставки 4. Горизонтальные полочки 11 служат для удерживания износостойкой вставки
4, поэтому их габаритный размер должен быть больше внутреннего диаметра вставки 4, но меньше наружного, чтобы при механической обработке и в процессе эксплуатации отливки они не вскрылись.
5 !
О
l5
Перед отливкой поршня износостойкая вставка 4 укладывается на фиксирующие лапки 9 армирующего стержня 3 таким образом, что вертикальные полочки 10 совмещают ее ось с осью армирующего стержня, а горйзонтальные полочки 11 выставляют на требуемую в отливке высоту относительно армирующего стержня. Соединенные таким образом иэиосостойкая вставка 4 н полый армирующий стержень 3 укладываются в полость формы отверстиями
8 на выступы 6 центрального стержня
2 до упора в ограничительные упоры
7. При этом происходит герметизация полого армирующего стержня 3 от заливов жидкого металла, центрирование, окружная и осевая ориентации армирующего стержня 3 и износостойкой вставки 4.
Форма собирается, и заливается жидкий металл. После застывания металла форма разбирается и вынимается отливка поршня, снабженная охлаждаемой полостью, с впускным и выпускным каналами и износостойкой вставкой.
Кроме поршней с износостойкой вставкой и охлаждаемой полостью можно получать .поршни с износостойкой вставкой и герметически закрытой облегчающей полостью, что уменьшает. массу и теплопроводность поршня и тем самым повьппает эксплуатационные характеристики двигателя. Для этого полый армирующий стержень 3 выполняется без отверстий 8 и укладывается фиксирующими лапками 9 на износостойкую вставку, которая крепится в проточке корпуса (фиг.4) или на выступах на внутренней поверхности полости формы.
Можно также получать поршни с иэносостойкой вставкой и с охлаждаемой нли облегчающей полостью на литейных машинах с верхним центральным стержнем (фиг.5). Для этого в поддоне 5 выполняется проточка под износостойкую вставку 4, а полый армирующий стержень 3 устанавливается на ней.
Таким образом, применение металлической формы для отливки поршней с износостойкой вставкой и охлаждаемой полостью, в которой полый армирующий стержень выполнен с фиксирующими лапками, имеющими вертикальную и горизонтальную полочки, позволяет облегчить изготовление поршней sa
12 счет упрощения установки стержня для образования охлаждаемой полости и износостойкой вставки и устранения операции вымывания стержня, расширить номенклатуру отливаемых поршней.
Форма может применяться на литейных машинах с верхним центральным стержнем за счет воэможности крепления к полуформам или центральному стержню
15860 4 только одного элемента или износостойкой вставки или полого армирующего стержня. При этом повышается производительность на 12-23X sa счет совмещения операций (в полость формы износостойкая вставка и полый арми рующий стержень укладываются одновременно) и исключения операции вымывания (на 50-707).
Составитель В.Николаев
Техред О.Неце
Редактор И.Савко
Корректор R. учя а
Подписное
Филиал ПНИ "Патент", r, Ужгород, ул. Проекчная, 4
Заказ 935/12 Тираж 757
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. А/5