Устройство для измерения параметров взволнованной поверхности воды
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области океанологии и позволяет расширить информационные возможности устройства за счет использования в различных режимах движения основания, повысить точность измерений и улучшить ; эксплуатационные качества. Для этого плавучая часть устройства выполнена в виде крыла с положительной плавучестью, форма которого обеспечивает глиссирование при большей скорости движения по воде. Под действием потока в поверхностном слое крыло 6 с датчиком 7 в виде акселерометра вертикальных колебаний, размещенного в контейнере, ориентировано передней частью навстречу течению . Сила гидростатического сопротивления стабилизатора 5 создает натяжение, позволяющее регистрировать лишь вертикальные ускорения крьша. Сигнал с датчика передается по однопроводной линии 4 связи с фиксированной длиной в блок обработки и регистрации, размещенный на основании . Для большей устойчивости крыла 6 предусмотрено антикрыло 8, расположенное под основным и выполненное, например, в виде тонкого листа с малым отрицательньм углом наклона по отношению к основному. 1 з.п.ф-лы, 3 Ш1. кл 1C о: О5 4 ю Фиг.З
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I::.! 13 ! ЯАь. е
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3676023/24-10 (22) 26.10.83 (46) О?.03.86. Бюл. № 9 (71) Государственный океанографический институт (72) И.П.Трубкин, О.Ф.Гостев и Г.Н.Чиквиладзе (53) 528. 54 1 (088. 8) (56) Шауб Ю.Б., Деменок В.Н. и Щетинин А,A. Измерение поверхностного волнения многоэлектродной установкой на ходу судна. — Океанология, т. 23, ¹ 4, 1983.
Глуховский Б.Х. Исследование морского ветрового волнения. Л.: Гидрометеоиздат, 1966, с, 28-37. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗВОЛНОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ
ВОДЫ (57) Изобретение относится к области океанологии и позволяет расширить информационные возможности устройства за счет использования в различных режимах движения основанная, повысить точность измерений и улучшить
„„SU„„1216649 A (51) 4 С 01 С 13/,00 эксплуатационные качества. Для этого плавучая часть устройства выпол- . нена в виде крыла с положительной плавучестью, форма которого обеспечиваеr глиссирование при большеи скорости движения по воде. Под действием потока в поверхностном слое крыло 6 с датчиком 7 в виде акселерометра вертикальных колебаний, размещенного в контейнере, ориентировано передней частью навстречу течению. Сила гидростатического сопротивления стабилизатора 5 создает натяжение, позволяющее регистрировать лишь вертикальные ускорения крыла. Сигнал с датчика передается по однопроводной линии 4 связи с фиксированной длиной в блок обработ" ки и регистрации, размещенный на основании. Для большей устойчивости крыла 6 предусмотрено антикрыпо 8, расположенное под основным и выполненное, например, в виде тонкого листа с малым отрицательным углом наклона по отношению к основному.
1 з.п.ф-лы, 3 ил.
1216649
Изобретение относится к океанологии и может быть использовано для измерения параметров взволнованной поверхности воды с подвижного, малоподвижного и неподвижного оснований.
Целью изобретения является расширение информационных возможностей за счет использования в различных режимах движения основания, повышение точности измерений, упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных качеств устройства. !
На фиг.1 изображена схема размещения устройства в рабочем положении, на фиг.2 — плавучая часть устройства на фиг.3 — вариант плавучей части с антикрылом.
Устройство состоит (фиг.1j из размещенного на основании 1 блока 2 обработки и регистрации, плавучей части 3, линии 4 связи и стабилизатора 5. Основанием I с которого производятся измерения, может служить сооружение, неподвижное относительно земли, а также плавучее сооружение, например буйковая станция, судно, находящееся как в дрейфе, так и в режиме активного движения, Блок 2 обработки и регистрации содержит интегрирующую цепь, электрическую схему, согласующую сигнал, поступающий с линии 4 связи, со входом интегрирующей цепи, и регистратор. Плавучая часть (фиг.2) состоит из крыла
6 и контейнера с датчиком 7 вертикальных ускорений, Крыло 6 выполнено в виде листа из материала с положительной плавучестью, например, из пенопласта. Его форма выбрача такой, чтобы обеспечить глиссирование при большей скорости движения по воде.
Датчик ? вертикальных ускорений выбирают таким, чтобы обеспечить возможность его электрической связи с блоком 2 обработки и регистрации по однопроводной линии, например, либо генераторного типа, напряжение или ток которого генерируется с возникновением инерционной силы при вертикальном движении датчика„ либо .резистивного типа, выходной величиной которого является электрическое сопротивление, изменяемое при наличии вертикальных ускорений. В качест= ве линии 4 связи может быть использован один гибкий достаточно прочный тонкий провод с изоляцией, стойкой к морской воде, например, телефонный провод марки П-274. Длину линии связи выбирают достаточной для удаления плавучей части 3 от ос жвания 1 в зону, невозмущенную отраженными от основания волнами или какими-либо мешающими факторами. Например,, в случае буксировки с движущегося судна эта длина может составлять 10-100 м. Стабилизатор 5 выполнен в виде оголенного тонкого электрического проводника длиной, достаточной,цля создания усилия гидродинамического сопротивления, препятствующего наклону крыла относительно "îðèçîíòàëè. Для большей устойчивости крыла 6 на поверхности воды и для создания большей силы, препятствующей отрыву крыла от поверхнос20 ти при его движении относительно воды, в конструкции предусмотрено также антикрыло 8 (фиг.3), расположенное под основным крылом 6 и выполненное, например, в виде тонкого плоского листа с малым отрицательным углом наклона по отношению к основному крылу 6 и прикрепленное к последнему.
Устройство работает следующим образом.
При опускании плавучей части 3 устройства на воду под действием ветро-волнового и относительного к о.нованию 1 потока воды в поверхностном слое она займет положение вдоль направления течения. При этом KpbIJIQ
6 с, датчиком будет ориентировано передней частью навстречу течению.
В этом случае создаются условия для глиссирования крыла. Сила гидродинамического сопротивления стабилизатора 5 создает натяжение, прикладываемое к задней части крыла 6 и стабилизирующее горизонтальное положение датчика, позволяя тем самым регистрировать лишь вертикальные ускорения крыла на волне.
Сигнал с датчика, представленный, например, в виде электрического напряжения или сопротивления, гропорциональный вертикальному ускорению смещения крыла 6 на взволнованной поверхности воды, передается по однопроводной линии 4 связи в блок 2 обработки и регистрации устройства, расположенный на основачии 1. Для замыкания электрической цепи датчика используется ли1216649 фу . Г
Составитель В.Лыков
Редактор Н.Егорова Техред M.Ïàðoöàé Корректор С.Шекмар
Заказ 993/51 Тираж б71 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния связи через стабилизатор 5, морскую воду и земляной провод осно- вания 1 (корпус основания). Для получения сигнала, пропорционального искомым вертикальным смещениям поверхности воды, в измерительной схеме блока 2 обработки и регистрации предусмотрена цепь двойного интегрирования сигнала.
Формула изобретения
1. Устройство для измерения параметров взволнованной поверхности воды, содержащее плавучую часть с закрепленными на ней датчиком, соединенным при помощи линии связи с блоком обработки и регистрации, раз-. мещенным на основании, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью расширения информационных возможностей эа счет использования в различных режимах движения основания, повышения точности измерений, упрощения конструкции и улучшения эксплуатационных качеств устройства, плавучая часть выполнена в виде крыла с положительной плавучестью и установленного на нем контейнера, датчик выпол« нен в виде акселерометра вертикаль"
10 ных колебаний, размещенного в контейнере, линия связи, выполненная однопроводной с фиксированной длиной
7 закреплена с одной стороны крыла, с другой стороны которого подсоединен введенный стабилизатор горизонтального положения °
2 ° Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что крыло снаб20 жено антикрылом, расположенным под ним е