Мотальный вал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1217760

m 4 В 65 Н 54/54

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3580298/28-12 (22) 15.04.83 (46) 15.03.86. Бюл. № 10 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт машин для производства синтетических волокон (72) М. С. Перетятько и Е. П. Осипов (53) 677.053.2 (088.8) (56) Патент США № 3901 101, кл. 74 †5, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 128100, кл. В 65 Н 54/54, 1969. (54) (57) МОТАЛЬНЫЙ ВАЛ, выполненный в виде насадки, смонтированной на приводном шпинделе, установленном в корпусе на опоре, включающей пару подшипников качения, распорную пружину, установленную между подшипниками, и упругую втулку, закрепленную в корпусе коаксиально приводному шпинделю, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, втулка смонтирована с зазором относительно шпинделя и выполнена с кольцевыми проточками по торцам, а подшипники смонтированы внутри проточек и контактируют с их основаниями наружными кольцами, при этом пружина размещена в теле втулки, а последняя выполнена из пористого материала, пропитанного смазочной жидкостью, и герметичной по внутренней поверхности и торцам на участках, выступающих за кольцевую проточку.

1217760

Составитель А. Попов

Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Тираж 591 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Киштулинец

Заказ 1069 25

Изобретение относится к текстильному машиностроению и касается конструкции мотальных валов, т.е. фрикционных цилиндров, бобинодержателей и т.д., являющихся рабочим органом любого намоточного устройства, и может быть использовано в высокоскоростных мотальных механизмах, в частности в машинах для намотки стеклонИтей.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

На чертеже представлен мотальный вал, разрез.

Мотальный вал содержит насадку 1 любой известной конструкции (гладкую, с зажимными элементами и т.д.). Насадка жестко закреплена на шпинделе 2, несущем приводной шкив 3. Шпиндель смонтирован на двух подшипниках 4 качения. Упругодемпфирующая втулка 5 выполнена из пористого материала и имеет кольцевые проточки 6 на торцах, в которых смонтированы наружные кольца подшипников 4. При этом подшипники заглублены во втулку на глубину, превышающую толщину внешних колец подшипников, а торцы 7 и внутренняя поверхность 8 втулки герметизированы, т.е. снабжены непроницаемым для смазки покрытием.

Поры втулки 5 заполнены смазочной жидкостью для подшипников. Внутри втулки размешена распорная пружина 9. Установка пружины внутрь втулки производится в процессе изготовления втулки, например методом формования.

Втулка 9 неподвижно закреплена в корпусе 10, который смонтирован í" станине 11 мотального устройства. В теле втулки 5 может быть выполнена кольцевая полость 12, заполненная смазкой для подшипников.

В процессе работы мотального вала вращение насадки 1 обеспечивается от приводами через шпиндель 2. При этом вибрация, неизбежно возникающая при высокоскоростном наматывании текстильных поковок, гасится упругодемпфирующей втулкой 5 за счет внутреннего трения в материале втулки, трения ее внешней боковой поверхности гнезда корпуса 10, так же за счет трения поверхности пружины 9 о материал втулки.

Одновременно вибрация гасится путем поглощения их энергии смазкой, перетекающей из одной поры в массе втулки в соседние с ней поры и обратно. При этом возни5

35 кающее в порах повышенное давление смазки вызывает вытекание ее через незагерметизированные участки стенки углублений во втулке. В результате масло попадает на дорожки качения подшипников 4, обеспечивая их смазку. Постоянное пополнение пор матариала втулки смазкой обеспечивается за счет запаса ее, находящегося в кольцевой полости 12. При этом нагрев подшипников при недостатке смазки на дорожках качения вызывает нагрев и расширение смазки и газов (воздуха) в кольцевой полости, что интенфицирует выделение смазки из пор втулки в рабочую зону подшипников 4. В конечном итоге трение в подшипниках уменьшается и нагрев прекращается.

Упругодем пфирующая втулка одновременно выполняет роль динамического гасителя вибрации, так как собственная частота колебаний может быть настроена вне диапазона возмущающих колебаний рабочих частот вращения мотального узла путем изменения жесткости втулки до оптимальной.

Расширение диапазона частот более эффективного гашения колебаний достигается тем, что в упругодемпфирующую втулку встроена пружина, а в результате упругая и демпфирующая характеристики совмещаются и усиливаются из-за повышения податливости и возможности скрепления металла пружины и корпуса с материалом втулки, например с полиуретаном, с резиной и т.д.

Путем уменьшения или увеличения расстояния между внутренними кольцами подшипников перемешением шкива 3 создается оптимальный, в отношении долговечности и виброустойчивости, натяг в подшипниках, а также возможность его регулирования в процессе эксплуатации при износе в под шипниках и частичной утрате упругости.

Кроме того, втулка, в порах которой помешено масло, служит средством принудительной смазки. При этом подача смазки осуществляется тем интенсивнее, чем интенсивнее вибрация, т.е. в то время когда динамические нагрузки на подшипники возрастают и они более всего нуждаются в смазке. Подача смазки прекращается, как только узел останавливается. Таким образом, часть энергии колебаний расходуется на подачу смазки к подшипникам.