Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1218159 (5D 4. F 01 Р 3 20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ,,, „„.13
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3781436/25-06 (22) 16.08.84 (46) 15.03.86. Бюл. № 10 (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (72) Н. А. Егоров, В. О. Нифонтов и P. К. Эсманский (53) 621.43.071 (088.8) (56) Выложенная заявка ФРГ № 2158408, кл. 63 с 73, опублик. 1972.
Авторское свидетельство СССР № 909241, кл. F 01. P 3/20, 1979. (54) (57) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая основной контур циркуляции теплоносителя через рубашку охлаждения цилиндров, радиатор и циркуляционный насос и два дополнительных контура, параллельно соединенных между собой и подключенных трубопроводами к рубашке охлаждения цилиндров, первый из которых, контур предпускового подогрева, снабжен подогревателем и вспомогательным насосом, а второй, контур отопления, снабжен отопителем и подключен к циркуляционному насосу, и трехходовой кран, дополнительно сообщающий контур предпускового подогрева с циркуляционным насосом, отличающаяся тем, что, с целью регулирования теплоотдачи контура отопления, система дополнительно содержит холодильный контур, снабженный испарителем, дополнительный трехходовой кран и обводной трубопровод, причем дополнительный трехходовой кран установлен между вспомогательным насосом и подогревателем, испаритель холодильного контура подключен параллельно к предпусковому подогревателю через дополнительный трехходовой кран и Я обводной трубопровод, а последний подключен к контуру отопления между рубашкой и отопителем.
1218159
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано для охлаждения двигателей.
Целью изобретения является увеличение диапазона регулирования теплоотдачи контура отопления.
На фиг. 1 показана система охлаждения двигателя, общий вид; на фиг. 2 возможные положения одного трехходового крана (узел 1 на фиг. 1); на фиг. 3 — 10 возможные положения другого трехходового крана (узел II на фиг. 1).
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1 содержит основной контур циркуляции теплоносителя, включаЮщий рубашку охлаждения 2 двигателя, радиатор 3 и циркуляционный насос 4, связанные с помощью труб 5, 6 и 7 и тройника 8, дополнительные контуры подогрева: холодильный и отопления.
Контур подогрева включает подогреватель 9, трехходовые краны 10, 11 с L-образными пробками, вспомогательный насос
12, связанные с помощью труб 13, 14 и 15 и трубы 16 и 17.
Контур отопления, включающий теплообменник 18, электровентилятор 19 и трубы 20 и 21, с помощью тройников
22 и 23 параллельно соединен с контуром подогрева. Тройник 23 сообщен трубой 24, в которой установлен проходной кран 25 с тройником 8. С рубашкой охлаждения 2 двигателя соединены трубой 26 тройник 22 и трубой 27 трехходовой кран 11. Холодильнь и контур компрессионной холодильной машины включает испаритель 28, соединенный обводным трубопроводом 29 с дополнительным трехходовым краном 10 и обводным трубопроводом 30 с тройником
31, встроенным в трубу 20, подключенную к контуру отопления между рубашкой охлаждения и отопителем.
Помимо испарителя 28 холодильный контур включает компрессор 32, конденса- 40 тор 33, фильтр-осушитель 34 и регулирующий дроссель 35, связанные с помощью труб 36 — 40.
Система работает следующим образом.
В положении А трехходовых кранов
10 и 11 осуществляется пять режимов работы системы.
При неработающем двигателе 1 и работающих подогревателе 9 и вспомогательном насосе 12 при закрытом кране 25 происходит предпусковой подогрев двигателя 1. Жидкость забирается из рубашки охлаждения 2 по трубе 27 и подается вспомогательным насосом 12 в подогреватель 9, откуда по трубам 16 и 26 следует обратно в рубашку охлаждения 2.
Есл и помимо предпускового подогрева двигателя требуется отопление помещения, то открывается кран 25, что позволяет подогреваемой жидкости циркулировать и по контуру отопления, а далее по трубам
24, 7 и через насос 4 возвращаться в рубашку охлаждения 2, Циркуляция жидкости через теплообменник 3 ограничивается термостатом (не показан).
При работающих двигателе 1, подогревателе 9 и вспомогательном насосе 12 и при открытом кране 25 происходит подача жидкости в контур отопления прямо из рубашки охлаждения 2 по трубе 26 и по контуру подогрева. Из контура отопления жидкость возвращается в рубашку охлаждения 2 по трубам 24 и 7 через насос 4. Этот режим используется при недостаточном для целей отопления выделении тепла двигателем 1.
При работающем двигателе 1, неработающих подогревателе 9 и вспомогательном насосе 12 и закрытом кране 25 осуществляется только охлаждение двигателя.
Если же открыть кран 25, то помимо охлаждения двигателя будет проичходить отопление помещения с использованием тепла только двигателя. В этом случае жидкость в контур отопления будет поступать по трубе 26 и по контуру подогрева, а возвращаться через насос 4.
В положении Б трехходового крана 11 и закрытом кране 25 обеспечивается работа отопителя независимо от работы двигателя 1.
В этом случае в положении А трехходового крана 10 и работающих подогревателе 9 и вспомогательном насосе 12 обеспечивается автономное отопление помещения. Жидкость циркулирует по замкнутому контуру, образованному контурами подогрева и отопления.
При переключении дополнительного трехходового крана 10 в положение Б, работающая известным образом холодильная машина и работающий вспомогательный насос 12 обеспечивают автономное охлаждение помещения. Жидкость после насоса 12, минуя подогреватель 9, поступает в испаритель 28 по обводному трубопроводу 30 и по трубе 20 в отопитель, откуда по трубе 21 возвращается в контур подогревателя к насосу 12.
Возможны и другие режимы работы предлагаемой системы.
При необходимости возможно подключение обводного трубопровода 30 не только к теплообменнику 18, но и к другим холодопотребителям.
1218159
Положение E
Полажение A
17 7 11
Попожение а
Положение А фиг..7
Соста витель С. 3 а ха ров
Техред И. Верес Корректор А. Зи моко со в
Тираж 501 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Л. Авраменко
Заказ 1117/45