Натяжитель никишковых приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Натяжитель приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания по авт.св. № 1038657, отличающийся тем, что, с целью повьшения эффективности путем обеспечения надежного закрытия буферной полости, кольцевой зазор между поверхностью утолщения стержня и поверхностью ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнен с понижением в радиальном направлении по длина стержня в сторону свободного торца утолщения. 2.Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что поверхность утолщения стержня выполнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения. 3.Натяжитель по п. 1, отл ичающийся тем, что поверхность ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения. (Л . 11 16 10 5J7 фиг. 1 /4 ff I I учччлУччУ КУУ X) tsD I Г f %/t-- l/ « /
Воесожэнащ
Юи1Витно-тех ни чес)ела
44пбава i e«a t46A
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) 16 H 7/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1038657 (21) 3700042/25-06 (22) 29. 11. 83 (46) 15.03.86. Бюл. и 10 (72) Е.А.Никишков и Е.Е. Никишкова (53) 621. 43-38(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1038657, кл. F 16 Н 7/08, 1978. . (54) НАТЯЖИТЕЛЬ НИКИШКОВЫХ ПРИВОДНОГО
ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, (57) 1. Натяжитель приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания по авт.св. Р 103865?, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повьппения эффективности путем обеспечения надежного закрытия буферной полости, кольцевой зазор между пов ер хи о с тью утолщения ст ержня и поверхностью ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнен с понижением в радиальном направлении по длине стержня в сторону свободного торца утолщения.
2. Натяжитель по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что поверхность утолщения стержня выполнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения.
3. Натяжитель по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что поверхность ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения.
1218212
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для привода механизма газораспределения двигателей внутреннего сгорания.
По основному авт.св.9 1038657 известен натяжитель приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, во внутренней полости которого установлен подпружиненный плунжер с внутренним углублением и размещенный в плунжере подпружиненный стержень, снабженный утолщением и шайбой, установленной на стержне, при этом корпус снабжен каналом для подвода жидкости в его внутреннюю полость, а шайба выполнена ступенчатой по внутреннему диаметру, причем больший диаметр ступенчатой поверхности охватывает утолщение стержня с образованием кольцевого зазора.
Известное устройство позволяет снизить шум и повысить надежность привода за счет демпфирования колебаний приводного элемента.
Однако стержень при фиксировании вследствие неточности изготовления деталей и консольного зажатия устанавливается со смещением относительно оси корпуса, что приведет к недостаточно плотному контакту шайбы и плунжера в момент закрытия буферной полости, а следовательно, к неполному ее закрытию, что снижает эффективность работы натяжителя.
Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения надежности закрытия буферной полости.
Для достижения поставленной .цели в натяжителе приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания по авт.св. У 1038657 кольцевой зазор между поверхностью утолщения стержня и поверхностью ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнен с понижением. в радиальном направлении по длине стержня в сторону свободного торца утолщения, причем поверхность утолщения стержня выполнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения, причем поверх-. ность ступенчатой шайбы с большим
55 диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения.
На фиг. 1 показан натяжитель, осевое сечение; на фиг. 2 — вариант выполнения утолщенной части стержня; на фиг. 3 — то же, ступенчатой шайбы; на фиг. 4 — схема, изображающая максимально допустимый разворот шайбы по основному авторскому свидетельству; на фиг. 5 — взаимодействие деталей с учетом несоосности стержня на угол 8 по основному авторскому свидетельству.
Натяжитель содержит корпус 1, во внутренней полости которого установлен подпружиненный плунжер 2, в дне 3 которого выполнено углубление с торцом 4, стержень 5, снабженный утолщением 6 с торцом 7, гайку 8, кольцо разрезное 9. Шайба
10 снабжена наклонной поверхностью
11 и выполнена ступенчатой по внутреннему диаметру, причем поверхность шайбы с большим диаметром охватывает утолщение 6 стержня 5. Пружина 12 плунжера 2 одним концом опирается в торец углубления, а другим входит в глухое отверстие утолщения 6 стержня 5. Пружина 13 стержня 5 одним концом опирается в ступенчатую шайбу 10, а другим — в корпус 1 натяжителя. В корпусе 1 выполнен канал 14 с отверстием 15 для подвода жидкости (масла) в его внутреннюю полость. Корпус 1 натяжителя крепится на корпусе двигателя (не показан).
Кольцевой зазор 16 между утолщением 6 стержня S и поверхностью ступенчатой шайбы 10 с большим диаметром выполнен с понижением в радиальном направлении по длине стержня 5 в сторону свободного торца 7 утолmo uence 6 .
Выполнение кольцевого зазора 16 конструктивно можно выполнить двумя вариантами: поверхность утолщения стержня выполнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения, поверхность ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения.
Натяжитель работает следующим образом.
3 12
Жидкость (масло) через канал 14 и отверстие 15 попадает в корпус 1 натяжителя. Под воздействием колебаний приводного элемента (цепи, ремня) плунжер 2 совершает возвратно-поступательное движение в корпусе 1, При этом движении плунжера 2 вглубь корпуса 1 торец 3 плунжера 2 приближается к конусной поверхности
1 шайбы 10 и безударно, через масляный кольцевой клин торец 3 плунжера 2 контактирует с конусной поверхностью
11 шайбы 10. Полость А закрывается и при совместном движении плунжера 2 и шайбы 10 вглубь корпуса 1 в полости А возникает давление жидкости и масло через кольцевую щель из полости А перетекает в камеру В, за счет чего осуществляется демпфирование колебательного импульса при18212 4 водного элемента. При отходе приводного элемента плунжер 2 выходит из корпуса, при этом шайба 10 под воздействием силы пружины 13 не передает
5 толчок на плунжер 2 за счет гидравлического сопротивления выхода жидкости из полости В. Осуществляется демпфирование собственной частоты движущихся частей деталей натяжи1р теля.
Выполнение утолщенной части стержня 5 или поверхности ступенчатой шайбой 10 с большим диаметром в виде конуса позволяет шайбе в момент контакта с плунжером развернуться на больший угол, что обеспечивает надежное закрытие буферной полости А и повышает эффективность работы натяжителя.
Фипиал IIIIII IIaTeHT . Ужгород ул. Проек наа, 4
ВНИИПИ Заказ 1121/48
1218212 фиг. 5
Тираж 880 Подписное