Лабиринтное уплотнение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А (51) 4 F 16 J 15/44
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3783976/25-08 (22) 20.08.84 (46) 15.03.86, Бюл. 1Ф 10 (71) Ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (72) И.В.Парфенов, Б.О.Дубовецкий, А.П.Кушнир и П.Н.Учаев (53) 62-762(088,8) (56) Патент Англии Ф 1472989, кл. F 2 В, 1977. (54) (57) ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ, содержащее установленные на валу и в корпусе внутреннее и наружное кольца с кольцевыми выступами и впадинами, при этом наружное кольцо выполнено из упругого материала с возможностью деформирования в радиальном направлении при его осевом нагружении, стопорное устройство, контактирующее с одним из торцов наружного кольца, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы уплотнения, наружное кольцо выполнено с утолщениями на концевых участках, один из которых установлен с натягом в корпусе, а другой — с возможностью осевого перемещения, при этом наружное кольцо с корпусом образует замкнутую герметичную полость, заполненную жидким маслом, а стопорное устройство выполнено в виде гайки.
Составитель И. Пащенко
Техред А.Комарницкая Корректор Т. Колб
Редактор С. Лисина
Заказ 1121/48 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, автомобилях и т.д. для герметизации подшипников опор качения.
Цель изобретения — повышение надежности работы уплотнения путем упрощения монтажа и возможности компенсации осевых и радиальных биений вала.
На чертеже схематически показано лабиринтноеуплотнение, поперечный разрез.
Лабиринтное уплотнение содержит корпус 1, в который устанавливается наружное упругое кольцо 2, вал 3, на который посажено внутреннее кольцо 4. Между корпусом 1 и наружным кольцом 2 помещено жидкое масло 5. Один из концов 6 наружного кольца 2 установлен в корпусе 1 с небольшим натягом. Другой конец 7 контактирует со стопорным устройством 8 (гайкой).
Возможны другие варианты испол-, нения лабиринтного уплотнения, например, без стопорного устройства 8 с выполнением резьбовой нарезки на конце 7 кольца 2. Возможны комбинации, когда наружное кольцо 2 выполнено жестким, а внутреннее кольцо 4 — упругим и тонкостенным, а также случай, когда оба кольца выполнены упруго-деформированными, при этом в последнем варианте образующиеся замкнутые полости также заполняются жидким маслом.
Лабиринтное уплотнение работает следующим образом.
При вращении стопорного устройства 8 конец 7 наружного кольца 2 перемещается в осевом направлении.
При этом деформируется замкнутый объем жидкости 5 между корпусом 1 и кольцом 2, что приводит к изменению радиального зазора между кольцами 2
10 и 4 уплотнения, В зависимости от конкретных условий работы уплотнительного узла (величин радиального и осевого биения, частоты вращения, допустимого нагрева и т.д.) выставля1 ется первоначальный (монтажный) зазор в уплотнении, В том случае, если требуется высокая герметичность и допускается некоторый нагрев уплотнения, монтажный зазор может
2р быть полностью выбран вплоть до создания предварительного натяга между поверхностями колец 2 и 4.
Жидкость при этом не только обеспечивает заданное контактное давление
25 между трущимися поверхностями, но и хороший теплоотвод из зоны трения.
По мере износа поверхностей колец
2 и 4 можно производить регулировку величины первоначального зазора, обеспечивая заданную герметичность узла
Предлагаемое уплотнение работает как "плавающее" и допускает значительные осевые и радиальные биения вала в особенности, если используются два деформируемых кольца, что позволяет еще более упростить монтаж уплотнения.