Упорный подшипник турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОК Э СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7П (21) 3842085/24-06 (22) 10.01.85 . (46) 23.03.86. Бюл. 11 ll

:(71) Производственное объединение

"Невский завод" им. В.И.Ленина (72) В.В.Архипов, Х.И.Муратов, К.Б.Саранцев и В.П.Филаретов (53) 621.882.5(088.8) (56) Паровые и газовые турбины: Атлас конструкций./ Под ред. Кантора С.А. Л.: Машиностроение, 1970, с. 102.

Сережкина Л.П., Зарецкий Е.И. Испытания упорного подшипника без масляной ванны при статических и динамических режимах работы турбины

К-300-240-2 Ладыженской ГРЭС. (ст. У 3), — Отчет ВТИ им.Ф,Э.Дзержинского и Харьковского турбинного завода им. С.М.Кирова, 1977, У 10667, с. 6-8, рис. 1, 2.

„SU„„219845 д (5й4 Р 16 С 17/06 F 01 D 25/16 (54) (57) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТУРБОМАШИНЫ, содержащий корпус, s котором . на подкладных кольцах с заданным осевым зазором относительно упорного диска ротора установлены унорвые колодки, имеющие камеры индивидуального подвода и слива смазки, размещенные в межколодочном пространстве, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, упрощения конструкции и улучшения технологии изготовления, каме,ры подвода и слива смазки выполнены в колодке в виде смежных камер, раз. деленных перегородкой и размещенных. между колодкой и упорным диском.

219845. 2 смазка нагнетается в камеру 6 подвода и по всей ширине 24 колодок 2 и

3, и входит в зазор 25, образуя несущий масляный клин. Дополнительное количество смазки входит в клин по внутреннему диаметру 16 колодок 2 и

3. Вследствие малой величины проходного (живого) сечения масляного клина в направлении движения смазки рас10 ход ее получается минимальным.- Отра ботанная в клине смазка сливается в камеру 7 слива и в сливное пространство 23 и эвакуируется иэ корпуса 1 упорного подшипника. Насосный эффект

1 упорного диска 9 способствует при этом быстрому отводу отработанного масла (смазки) из камеры 7 слива, создавая в этой камере тенденцию к пониженному давлению. Через зазор 25

20 между перегородкой 12 и упорным диском 9 часть смазки перетекает из ка меры 6 подвода в камеру 7 слива навстречу нагретому слою смазки, переносимому упорным диском 9 из предыду25 щей колодки 2 или 3, нейтрализуя путем эффективного теплосъема вредное влияние отработанного горячего масла на работу следующей колодки 2 или 3.

Ф 1

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам паровых и газовых турбин и турбокомпрессорбв.

Цель изобретения — повышение эффективности работыупорного подшипника с индивидуальным подводом масла вколодку, упрощение его конструкции иулучшение технологичностиизготовления.

На фиг,1 показан упорный подшип-. ник, продольный разрез; на фиг.2— сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг ° 2.

Упорный подшипник турбомашины содержит корпус 1, в котором расположены упорные колодки 2 и 3, установленные соответственно на подкладных кольцах 4 и 5. Средства для индивидуального подвода и слива смазки (масла) выполнены в виде смежно расположенных камер 6 и 7 индивидуального подвода и слива смазки зацело из тела 8 колодок 2 и 3 и размещены между колодками 2 и 3 и упорным диском 9 в межколодочном пространстве 10 с центральным углом 11 подшипника. Камеры 6 и 7 подвода и слива смазки разделены перегородкой 12 и ограничены соответственно стенками 13 по наружному диаметру 14 колодок 2 и 3 и стенками 15 по внутреннему диаметру 16 колодок 2 и 3. ,Упорный диск 9 ротора 17 с направлением вращения по стрелке 18 ограничивает камеры 6 подвода смазки в колодки 2 и 3 и камеры 7 слива смазки иэ колодок 2 и 3 по высоте 19. Между ротором (валом) 17 и колодками 2 и 3 имеется кольцевое пространство 20 для подвода свежей смазки по каналам

21 и кольцевым протокам 22 корпуса 1,. а между корпусом 1 и колодками 2 и 3 по их наружному диаметру 14 o6pasosaно сливное кольцевое пространство 23 (каналы для вывода масла из подшипника условно не показаны). Колодки 2 и 3 имеют ширину 24 и установлены с заданным осевым зазором 25 относительно упорного диска 9.

При работе упорного подшипника .свежая смазка под давлением из кольцевого пространства 20 поступает в камеры 6 подвода. При этом. стенка 15 препятствует проходу смазки в камеру

7 слива, а стенка 13 перекрывает свободный проток свежей смазки в слив.ное пространство 23. Под действием насосного эффекта упорного диска 9

Ю.

Вследствие того что масло уйорФ ным диском 9 нагнетается в камеру 6 подвода, в ней гарантируется постоянное наличие "масляной ванны" в той

-зоне, где она необходима, при этом обеспечивается образование устойчиврго масляного клина по всей рабочей поверхности колодок 2 и 3 и осесимметричность работы колодок 2 и 3 относительно упорного диска 9 ротора .

17 по гидродинамическим параметрам.

В то же время вследствие того, что

"масляная ванна" занимает лишь около половины объема пространства, окружающего упорный диск 9, существенно

45 уменьшаются механические потери в упорном подшипнике за счет снижения доли дисковых потерь

Так как камера слива 7 связана с колодкой 3, температура масла слива в этой камере 7 может служить

50 критерием для контроля работоспособности подшипника и по показанию термометра сопротивления, установленного в этой камере 7 (не показан),можно предотвратить аварийные режимы ра боты подшипника, что упрощает конструкцию защитных средств турбомашины, функционирующих в зависимости от величины температуры элементов подшипника.

Ю

12

ФигЗ

ВНИИПИ Заказ 1309/46 Тираж 777 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4