Механизм блокировки коробки передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (5D 4 В 60 К 20 14
4 е
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3825863/27-11 (22) 12.12.84 (46) 30.03.86. Бюл. № 12 (72) С. Б. Иваниди, В. И. Исаенко, E. И. Тескер и А. Н. Головчанский (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1087377, кл. В 60 К 41/22, 1982. (54) (57) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащий установленные в корпусе коробки передач подпружиненные фиксаторы ползунов переключения передач, блокировочный валик, кинематически связанный со штоком силового цилиндра, следящее устройство, выполненное в виде гидронасоса, кинематически связанного с первичным валом коробки передач и гидролиниями со сливом, гидрораспределитель, отли„„SU„„1220951 А вдающийся тем, что, с целью улучшения управления путем разблокировки коробки передач при угловой скорости ее первичного вала, необходимой для начала переключения при данном замедлении его вращения, механизм снабжен сравнивающим устройством, включающим в себя два последовательно расположенных дросселя с разными проходными сечениями, установленных в гидролинии между гидронасосом и сливом, при этом гидрораспределитель выполнен двухпозиционным с золотником, имеющим разные площади торцовых поверхностей в торцовых полостях, связанных гидролиниями до и после дросселя с меньшим проходным сечением, причем одна из полостей силового цилиндра соединена в первой позиции гидрорас- д пределителя с гидронасосом, а во второй позиции — со сливом.
1220951
25
40
Составитель А. Барыков
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Товтин
Заказ 1529I19
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим механизмам блокировки коробок передач.
Цель изобретения — улучшение управления путем разблокировки коробки передач при угловой скорости ее первичного вала, необходимой для начала переключения при данном его вращении.
На чертеже показано устройство для блокировки коробки передач.
Поршень 1 силового цилиндра 2 соединен через пружину 3 и тягу 4 с педалью 5 муфты сцепления и блокировочным валиком
6, запирающим подпружиненные фиксаторы 7 ползунов переключения передач 8. Рабочая полость силового цилиндра 2 через распределитель 9 может быть соединена со сливом или гидронасосом 10, который приводится во вращение от первичного вала коробки передач (на чертеже не показан).
Торцовые поверхности золотника распределителя 9 имеют различные поверхности. К одной из торцовых поверхностей подводится жидкость из магистрали, забор которой осуществляется до дросселя 11 с малым проходным сечением, а ко второй — после дросселя 11. В магистрали имеется еще один дроссель 12 с большим проходным сечением, который соединен с системой смазки
13. Насос 10 снабжен перепускным клапаном 14. Пружина 15 силового цилиндра 2 стремится переместить поршень в такое положение, чтобы коробка передач находилась в разблокированном состоянии.
Устройство работает следующим образом.
При вращении первичного вала коробки передач гидронасос 10 прокачивает через систему масло, расход которого пропорционален угловой скорости вращения первичного вала коробки передач. Масло проходит через два последовательно установленных дросселя 11 и 12 и попадает в систему смазки 13. При этом на дросселе 11 образуется пропорциональный расходу через дроссели ll его сопротивлению перепад давления, измеряемый распределителем 9. Причем золотник распределителя 9 смещается и соединяет рабочую полость силового цилиндра 2 с гидронасосом 10. Если угловая скорость первичного вала выше заданной, поршень 1 цилиндра 2 смещается, преодолевая усилие пружины 15, и блокирует коробку передач, поворачивая блокировочный валик 6. При выключении муфты сцепления угловая скорость первичного вала коробки передач уменьшается с замедлением, величина которого зависит от многих факторов и может колебаться в широких пределах.
Пропорционально угловой скорости изменяется и расход жидкости через два последовательно расположенных дросселя 11 и 12.
Давления перед дросселем 11 и за ним, сравниваемые распределителем 9, тоже уменьшаются, но с разной скоростью, так как давление Р зависит от инерционности одного лишь дросселя 11, а давление Р от суммы инерционностей обоих дросселей. При этом давление Рв имеет более высокое начальное значение и более высокую скорость уменьшения, в результате чего при достижении первичным валом коробки передач уг ловой скорости, величина которой при данном замедлении необходима для начала переключения передачи, суммарное усилие, действующее на золотник распределителя 9, снижается до нуля, а затем меняет свой знак и золотник перемещается, сначала перекрывая рабочую полость гидроцилиндра 2, а затем соединяя ее со сливом не показано). Поршень 1 под действием пружины
15 перемещается и через тягу 4 поворачивает блокировочный валик 6, разблокируя коробку передач. При уменьшении величины замедления угловой скорости первичного вала замена знака суммарного усилия, действующего на золотник распределителя 9, происходит при меньшей скорости первичного вала. Время перемещения золотника тоже пропорционально замедлению первичного вала коробки передач.
Таким образом, устройство обеспечивает заблокированное состояние коробки передач до достижения первичным валом угловой скорости, необходимой для начала переключения передачи при имеющемся в данный мо мент замедлении, что исключает как полную остановку зубчатых колес, так и интенсивное соударение торцов их зубьев и тем самым способствует облегчению процесса переключения передачи и повышению срока службы зубчатых колес.