Устройство для очистки поверхности корпуса судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1221052 g) g В 63 В 59 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Г. .и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3818701/27-11 (22) 11. 10.84 (46) 30.03.86. Бюл. № 12 (71) Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм. Г. И. Невельского (72) Ф. И. Айкашев, Б. С. Воленко и Ю. И. Маслацов (53) 629.12.002.29 (088.8) (56) Патент США № 433776, кл. 114-222, 1982. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ
ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСА СУДНА, содержащее плавучую опору с очистными органами, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности удаления загрязнений с подводной поверхности корпуса судна, плавучая опора снабжена металлической горизонтальной решеткой, выполненной
И в виде лотка, установленного с возможностью вертикального перемещения, а также расположенным под этой решеткой механизмом генерирования водовихревых потоков, включающим крыльчатку с электроприводом и имеющим на торце опоры, установленные с возможностью вертикального перемещения и контактирования с решеткой, которая выполнена с установленными на ее днище электромагнитами, при этом в верхней части плавучая опора снабжена шарнирно закрепленными на ней одним концом поворотными торцовыми закрытиями, имеющими на противоположном конце центровочные упоры для фиксации судна, а рабочие очистные органы расположены на упомянутой решетке и выполнены в виде метал- Я лических полых оребренных по наружной поверхности шаров с отрицательной плавучестью, частично заполненных дробью.
С:
1221052
Изобретение относится к области судостроения и эксплуатации водного транспорта и предназначено для удаления загрязнений с подводного корпуса плавучих объектов, преимущественно судов.
Цель изобретения — повышение эффективности удаления загрязнения с подводной поверхности корпуса судна.
На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — рабочий орган, разрез.
Система содержит плавучую опору в виде дока со стальной решеткой 2 в виде лотка, на которой свободно размещены сталь ные полые шары 3 с ребрами 4, частично заполненные дробью 5 для создания небольшой (5 — 7Я) отрицательной плавучести. Решетка-лоток 2 по площади своей проекции равна площади палубы 6 плавучей опоры 1 и параллельна ей. Кроме того, решетка 2 установлена с возможностью перемещения в вертикальном направлении для регулировки расстояния между днищем лихтера и рабочим органом (шарами в виде шарошек), что обеспечивается, например, винтовым приводом (не показан). Расстояние между решеткой 2 и палубой 6 равно
1 — 1,2 м и зависит от размеров механизма для генерирования водовихревых потоков. К днищу решетки 2 крепятся электромагниты 7, обеспечивающие фиксацию шаров 3 на решетке 2 по окончании процесса очистки. Между палубой 6 и решеткой 2 установлены механизмы 8 для генерирования водовихревых потоков, выполненные, например, в виде комбинации крыльчатого движителя с винтом и снабженные приводами 9, например электродвигателями.
Открытые торцы опоры 1 снабжены закрытиями 10 в виде аппарелей, подвешенных к верхним горизонтальным кромкам стапель-палубы 6 на шарнирах 11. Закрытия имеют ребра жесткости 12 и центровочные упоры 13.
Поворот закрытий 10 из горизонтального положения в вертикальное и наоборот обеспечивается приводом 14 с пропущенной через блок 15 системой тросов 16. Плавучая опора 1 снабжена также выдвижными блоковыми центровочными упорами 17, которые совместно с упорами 13 фиксируют судно 18 в заданном положении. Круговой зазор по периметру судна 18 между его обшивкой и стенками опоры 1 равен
250 — 300 мм, для обеспечения контакта шаров с боковой поверхностью судна.
Устройство работает следующим образом.
Судно 18, подводная часть которого покрыта морскими организмами, заводится между стенками плавучей опоры 1 после ее притапливания на нужную глубину. Затем с помощью привода 14 и системы тросов 16 закрытия 10 устанавливаются в вертикальное (закрытое) положение, при этом судно 18 оказывается зафиксированным центровочными упорами 13 и 17 с заданным зазором (250 — 300 мм) между боковой поверхностью обшивки судна 18 и стенками плавучей опоры 1. Решетка 2 с шарами (шарошками) 3, обладающая способностью
10 перемещаться в вертикальном направлении, устанавливается на нужную высоту (в зависимости от осадки лихтера) с помощью дистанционного привода, например винтового, и фиксируется в таком положении.
После этого включаются приводы 9, на осях
1 которых установлены механизмы 8 для генерирования водовихревых потоков, и одновременно снимается питание с электромагнитов 7, фиксирующих шары (рабочий орган) на решетке 2. Шары 3, увлекаемые водовихревыми потоками, создаваемыми механизмами 8 и проходящими сквозь решетку 2, рассеиваются по всему водному объему, окружающему судно 18, и, ударяясь, о его подводную поверхность, отбивают (отслаивают) с обшивки морские организмы.
Движение шариков в воде напоминает броуновское движение молекул, т. е. является хаотичным, ввиду смещенного центра тяжести (за счет дроби 5) и наличия ребер 4. Таким образом, соприкосновение шаров с обрабатываемой поверхностью про исходит по закону движения турбулентного потока, что позволяет обработать (охватить) всю подводную часть судна 18.
Отслоившаяся часть морских организмов (ракушек моллюсков), подхваченная водовихревыми потоками, вовлекается в процесс очистки корпуса. Обладая высокой кинетической энергией и соударяясь с корпусом судна, отслоившиеся частицы сбивают с подводной поверхности остающиеся загрязнения. По мере увеличения концентра40 ции отслоившихся продуктов обрастания в водном объеме (объем постоянный) возрастает число ударов частиц (ракушек) о корпус судна в единицу времени и повышается эффективность очистки поверхности судна.
По окончании очистки взвесь осаждается, причем продукты обрастания проходят сквозь решетку 2 и оседают на палубе 6, а шары 3 задерживаются решеткой 2 и фиксируются на ней электромагнитами 7. Электромагниты 7 включаются одновременно с выключением приводов 9 механизмов 8, Это предупреждает захват и вынос потоками воды шаров из лотка после опускания закрытий в процессе ввода или вывода судна.
1221052
17
18
Составитель Н. Пахомова
Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 1538/24 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4