Опора гребного вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

Ю

СР

СЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3762716/27-11 (22) 26.06.84 (46) 30.03.86. Бюл. № 12 (72) Е. В. Соков, А. В. Орехов и М. Б. Рубин (53) 629.1.037.5 (088.8) (56) Патент США № 4290656, кл. 308/121, 22.09.81. (54) (57) 1. ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА, содержащая набор планок, основание каждой из которых размещено на внутренней поверхности втулки, а внутренняя поверхность обращена в сторону облицовки гребного вала, отличающаяся тем, что, с целью

„„SUÄÄ 1221060 А

15@ 4 В 63 Н 23/36, F 16 С ЗЗ/04 повышения долговечности и снижения материалоемкости опоры, каждая из планок со стороны основания выполнена или с продольными, или с поперечными, или с продольными и поперечными пазами, причем полость каждого паза заполнена текучей средой под избыточным давлением и сообщена с кольцевой полостью, образованной внутренней поверхностью планок и облицовкой гребного вала, по крайней мере в районе кормового торца опоры.

2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что планки выполнены секционными по длине.

1221060

Составитель А. Строков

Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Заказ 539/25 Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к судостроению, в частности к опорам гребного вала.

Цель изобретения — повышение долговечности и снижение материалоемкости опоры.

На фиг. 1 изображена опора гребного вала, поперечное сечение; на фиг. 2 — планка, поперечны"; на фиг. 3 — то же, продольный разрез.

Опора гребного вала содержит планки 1 с основанием 2, которыми облицована внутренняя поверхность втулки. Планка 1 со стороны основания 2 выполнена или с продольным, или с поперечным, или с продольным и поперечным пазом 3. Паз 3 может быть выполнен различного профиля. Полость каждого паза 3 заполнена текучей средой под избыточным давлением и через канал

4 сообщена с кольцевой полостью, образованной внутренней поверхностью планок 1 и облицовкой гребного вала 5. Диаметр и шаг расположения каналов 4 планок 1 по длине паза 3 могут быть неодинаковы и их величины обусловлены необходимостью подачи смазки между гребным валом 5 и планками 1 в экстремальных условиях.

Фактически контактные давления, воспринимаемые кормовой опорой и особенно кормовым участком кормовой опоры, больше средних расчетных ввиду деформации корпуса судна и изгиба гребного вала под действием консольно расположенного гребного винта в условиях эксплуатации.

Для повышения эффективности смазывающего и охлаждающего действия необходимо, чтобы количество подводимой в экстремальных условиях воды увеличивалось от носового торца опоры и кормовому так же, как возрастают контактные давления.

Опора работает следующим образом.

В исходном положении пазы 3, каналы

4 и полость, образованная внутренней поверхностью планок 1 и облицовкой греб10 ного вала 5, заполнены водой. При вращении гребного вала 5 с насаженным гребным винтом, вследствие консольного приложения нагрузки, на опору возникают неравномерно распределенные контактные давления, вызывающие в результате деформации планок 1.

С повышением контактного давления увеличивается поступление дополнительного количества воды из пазов 3 по каналам 4 в зону трения. Кроме того, планки 1, имеющие упруго деформированную рабочую поверхность, принимают под давлением вращающегося гребного вала 5 его форму, что способствует перераспределению нагрузки по длине планок 1 и всей опоры в сторону. выравнивания ее.

Подача дополнительного количества воды по каналам 4 в среднюю (по ширине) часть планок 1 способствует лучшему теплоотводу в наиболее нагруженной контактной зоне опоры, что повышает долговечность опоры.