Кернорвательное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„80„„ !221 17 ш 4 Е 21 В 25/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР, ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 13 " -:,. .
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ @ - -11 4
4щуу(21) 3799812/22-03 (22) 11.10.84 (46) 30.03.86. Бюл. № 12 ,.(72) Ю.Н.Поздняков, В.А.Лавров и Ю.Ш.Кутиков (53) 622.243.64(088.8) (56) Патент США № 2850265, кл. 175-251, опублик. 1956.
Козловский Е.А. и др. Справочник инженера по бурению геологоразведочных скважин, т. 1, М.: Недра, 1984, с. 366. (54)(57) КЕРНОРВАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, . содержащее-корпус с внутренней конической поверхностью и упорный выступ, а также кернорвательное упругодефор-. мируемое кольцо с наружной конической поверхностью, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции, кернорвательное кольцо выполнено в виде цилиндрической спи
1 ральной пружины, при этом наружная коническая поверхность образована коническими лысками с внешней стороны витков пружины и имеет угол конусности меньше угла конусности внутренней поверхности корпуса.
Фи.1
ВНИИПИ Заказ 1560/38 Тираж 548 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к горному делу, а именно к средствам для захвата керна при бурении геологоразведоч-, ных скважин.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
На фиг.1 представлено кернорвательное устройство в процессе бурения, на фиг.2 — то же, в момент захвата и срыва керна.
Кернорвательное устройство содержит упругодеформируемое кернорвательное кольцо 1, размещенное внутри корпуса 2, имеющего упорный выступ в виде кольца 3 и внутреннюю коническую поверхность 4; Кернорвательное кольцо 1 выполнено в виде цилиндрической спиральной пружины, при этом витки пружины имеют конические лыски
5 с внешней стороны, образующие наружную коническую поверхность кольца 1. Угол конусности поверхности кольца 1 меньше угла конусности поверхности 4 на величинуо
Устройство работае следующим образом °
В процессе бурения (фиг.1) керн продвигается через кернорвательное кольцо 1, при этом из-за трения о по221317 г верхность керна кольцо 1 находится
s верхнем положении, касаясь кольца 3.
При завершении рейса колонковый набор приподнимают .над забоем, кольцо
1 с керном смещается относительно внутренней конической поверхности 4 корпуса 2, и лыски 5 витков кольца
1 последовательно .входят в зацеплеtO ние с конической поверхностью 4 корпуса 2, начиная с первого нижнего витка. При этом диаметр каждого витка пружины стремится уменьшиться, заклинивая керн, поскольку: следую15 щие свободные от зацепления витки могут провернуться, закручиваясь в зазоре за счет разницы конусных поверхностей, равной углу о(, и деформации сжатия пружины не происхо20 дит. Для срыва керна достаточно одного-двух витков кернорвателя, но для исключения перекоса кольца 1 и
:подклинивания керна рационально применять кернорватель с 4-5 витками.
25 Далее производят срыв керна и его подъем на поверхность, Таким образом обеспечивается надежность работы при значительно большей технологической простоте конструкции.