Крестовина карданного шарнира

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1

Ф фЪ

1," 1

ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3692565/ 25-27 (22) 11 ° 10,83 (46) 30.03.86. Бюл. №- 12 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР (72) П.А. Удовидчик, Н.T. Минченя, Л.И. Дереченик, В.Ф. Исаков и М.И. Астановский (53) 621.828.2(088.8) (56) Патент США № 3828578, кл. 64-17, 1974. .(54)(57) KPECTOBHHA КАРДАННОГО

ШАРНИРА, содержащая корпус и шины, „SU,, 1221396 (д1) 4 F 16 С 11/06 имеющие торцовые поверхности с вы- полненными на них наклонными фасками, и каналы для смазки, выходящие на упомянуТую торцовую поверхность, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, на торце каждого шипа в его диаметральной плоскости выполнена канав-! ка с V-образным поперечным сечением, сообщающаяся с каналом для смазки, а наклон фаски шипа к плоскости его торца составляет от 1 до 3

1221

Изобретение относится к машиностроению, а именно к карданным шарнирам.

Цель изобретения — повышение долговечности крестовины.

На фиг 1 изображена предлагаемая крестовина карданного шарнира, общий вид, на фиг. 2 — вид по стрел ке А на фиг. 1.

Крестовина карданного шарнира содержит корпус 1 и шипы 2, имеющие торцовые поверхности 3 с выполненными на них фаскамй 4, и каналы 5 для смазки, выходящие на торцовую поверхность 3, причем на торце каждого шипа 2 (в его диаметральной плоскости) выполнена канавка 6 с V-образным поперечным сечением, сообщающаяся с каналом для смазки, а наклон фаски шипа к плоскости его торца составляет от 1 до 3 . При этом ширина фаски составляет 0,25 диаметра шипа.

Боковые поверхности шипов (величины которых могут:,быть определены по геометрическим соотношениям) выполнены конусными.

Крестовина работает следующим образом.

При приложении к крестовине внешнего нагружающего крутящего момента в плоскости крестовины выбираются радиальные зазоры в кар-, данных подшипниках, детали шарнира упругого деформируются, в результате чего крестовина поворачивается относительно своей оси на некоторый угол по направлению приложенного

1S

25 30

396 2 крутящего момента. Благодаря конусности боковых поверхностей шипов 2, образующие боковой поверхности шипов и тела качения остаются параллельными между собой, при этом образуется линейный начальный контакт в наиболее нагруженной зоне. Одновре менно происходит поворот плоскостей торцов 3 шипов 2 относительно донышек подшипников, что приводит к уменьшению осевого зазора между торцами шипов 2 и донышками подшипников. Благодаря фаскам 4 на торцах 3, выполненных в плоскости поворота крестовины, исключается закли-— нивание крестовины между донышками соосных карданных подшипников.

Кроме того, на торцовой поверхности образуются благоприятные условия для создания масляного клина (клиновой зазор между поверхностями фасок и донышка подшипника) .

Радиальные усилия от.внешнего момента передаются боковой конической поверхностью на теле качения, а осевые усилия от дисбаланса карданного вала передаются поверхностями торцов 3 и фасок 4 на донышки подшипников, что исключает разогрев шипов и обеспечивает нормальную работу шарнира. Благодаря такому выполнению крестовины карданного шарнира достигается снижение нагруженности контактирующих поверхностей: ббковых поверхностей шипов и торцов шипов, что и обеспечивает повышение долговечности крестовины карданного шарнира.

1221396 гид4

К1

Ру 2

Составитель Г.Кузнецова

Техред.В. Кадар

Корректор N-Демчик

Редактор А.Ренин

Заказ 1565/42

Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4