Обратный клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 F 16 К 15 03 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Диг.7
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 573655 (21) 3827558/25-08 (22) 18. 12. 84 (46) 30,03,86. Бюл, № 12 (71) Харьковский филиал Центрального конструкторского бюро Всесоюзного производственного объединения
"Союзэнергоремонт (72) В.И. Лезман и И.А. Шевченко (53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 573655, кл. F 16 К 15/03, 1977. (54) (57) ОБРАТНЫЙ КЛАПАН по авт.св. № 573655, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, поворотный запорный орган снабжен дополнительной сегментной заслонкой, установленной свободно на одном валу с запорным органом и под углом к его плоскости со стороны, противоположной ходу рабочего тела, а корпус клапана снабжен дополнительным седлом для сегментной заслонки.
1221438
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для защиты коммуникаций от обратного потока пара, например в энергетике для защиты паровых тур. бин, и является дополнительным по основному авт,св. ¹ 573655.
Цель изобретения — повышение надежности закрытия клапана при обратном потоке рабочего тела путем создания полости с повышенным давлением, воздействующим на запорный орган.
На фиг. 1 изображен клапан в закрытом положении, разрез на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — клапан в открытом положении, разрез, на фиг. 4 — клапан в положении, непосредственно предшествующем его закрытию, разрез.
В корпусе 1 клапана установлено седло 2, с которым взаимодействует поворотный запорный орган 3, закрепленный шпонкой 4 на валу 5. На валу 5 установлена и дополнительная сегментная заслонка 6, которая удерживается в горизонтальном положении упором 7, а в корпусе выполнено для заслонки седло 8. На ступице запорного органа 3 имеется упор 9 для дополнительной заслонки, свободно сидящей на валу 5. Вал 5 расположен во втулках 10 и 11 и уплотнен сальником 12, поджимаемым фланцем 13. От осевых перемещений вал фиксируется упором фланца 14 и втулки 10. Запорный орган 3 определяет пространство 15 от пространства 16 за клапаном. При прямом потоке пара из камеры отбора турбины в сторону теплообменника клапан работает следующим образом.
Рабочая среда — пар поступает в пространство 15 перед запорным органом 3 и, направляясь к тепловому потребителю, открывает запорный орган 3, проходит седло 2 и поступает в камеру 16. При малых расходах пара запорный орган 3 приоткрыт незначительно, а свободно распОло10
ЗО
50 женная на валу 5 дополнительная заслонка 6, находится на упоре (фиг. 1), При угловом перемещении запорного органа 3 проворачивается и жестко связанной с ней шпонкой
4 вал 5. С увеличением расхода пара запорный орган 3 открывается. При этом упор 9 соприкасается с крылом сегментной заслонки 6 и приподнимает ее так, что в положении полного открытия запорного органа 3, заслонка 6 занимает новое положение (фиг. 3). В открытом положении заслонка 6 существенно не увеличивает сопротивление клапана.
В аварийных ситуациях, когда давление в цилиндре турбины падает, а ток пара меняет направление своего движения на противоположное, запорный орган 3 под воздействием собственного веса и небольших паровых усилий закрывается и отсекает впуск пара в турбину. В случае заедания запорного органа 3 в подшипниках 10 и 11 либо в сальниках
12 необходимо значительно усилие, способное преодолеть возникшее сопротивление. Это усилие обеспечивает с помощью дополнительной заслонки 6, которая крытии запорного органа 3 выдвинута в ядро потока, а при возникновении обратного тока пара отбрасывается динамическим напором на седло 8, выполненное в корпусе клапана.
При этом надежность посадки заслонки 6 на седло 8 обеспечивается высокой энергией скоростного напора в паропроводе. Прикрытие заслонки
6 приводит к тому, что над запорным органом 3 образуется полость, в которой скоростной поток тормозится.
В то же время под крылом запорного органа 3, в связи с прикрытием проходного сечения над ним, скорость пара еще более возрастает. При этом давление в заторможенном потоке возрастает, а в скоростном потоке уменьшается. Возникший перепад давлений обеспечивает достаточное усилие для преодоления возможного сопротивления на валу заслонки.
1227438
1221438
Составитель Н.Лынник
Техред Л.Олейник
Корректор Л.Патай
Редактор 10. Середа
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1568/4«
Филиал ПЛП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4