Способ испытания на усталость образца рельса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Способ испытания на усталость образца рельса заключается в том, что образец рельса устанавливают головкой рельса на цилиндрические опоры и нагружают со стороны подошвы рельса по схеме циклического трехточечного изгиба. Одновременно с циклическим нагружением к го- i ловке рельса прикладывают противодействующее статическое усилие,величина которого равна 0,13-0,135 максимальной нагрузки цикла,что позволяет повысить точность испытания за. счет создания локальной зоны сжатия в головке рельса и приближения условий испытания к эксплуатационным.2 ил. i (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) 1 9 А 1) 4 С 01 N 3!32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /,"; /
К АВТ0РСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3709820/25-28 (22) 11.03.84 (46) 30.03.86. Бюл. 11 12 (71) Украинский ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт металлов (72) К.П.Замула, Н.Ф.Левченко, Л.С.Хургин, 10.И.Романов, Л.Я.Шнаперман, В.Н.Дьяконов, В.И.Шахов, Т.В.Коврайская и В.В.Стародубцев (53) 620.178.322.3 (088.8) (56) Школьник Л.М. Методика усталост ных испытаний. M: Металлургия, 1978, :с.212-213, рис.118в. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТЬ
ОБРАЗЦА РЕЛЬСА (57) Способ испытания на усталость образца рельса заключается в том, что образец рельса устанавливают головкой рельса на цилиндрические опоры и нагружают со стороны подошвы рельса по схеме циклического трехточечного изгиба. Одновременно с циклическим нагружением к головке рельса прикладывают противодействующее статическое усилие, величина которого равна О, 13-0 135 максимальной нагрузки цикла,что позволяет повысить точность испытания за счет а создания локальнои эоны сжатия в го- Е ловке рельса и приближения условий испытания к эксплуатационным.2 ил.
1221539 ца рельса.
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к способам испытания на усталость образЦель изобретения — повышение точ-, ности испытания путем приближения условий испытания к эксплуатационным за счет создания локальной зоны сжатия в головке рельса.
На фиг.1 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа; на фиг.2 — разрез, А-А на фиг.1.
Способ реализуется следующим образом.
Предварительно сжимают пружину 8 при помощи гайки 18, причем усилие" сжатия пружины 8 выбирают равным
0,13-0,135 максимальной нагрузки цикла при испытании и определяют по перемещению штифта 9 относительно линейки 19. После этого образец 20 рельса устанавливают головкой 21 на опоры 1.
При этом за счет регулировочной прокладки 11 обеспечивают взаимодействие головки 21 рельса с сегментом 15. Образец 20 нагружают со сто35
4О
Устройство содержит цилиндрические опоры 1, установленные на соответствующих стойках 2. Последние закрепелены на станине 3 гидропульсационного пресса (не показан) при помощи болтов 4. На станине 3 установлен также нагружатель, выполненный в виде корпуса 5; в котором размещены стержень 6, концы которого выполнены резьбовыми, направляющая втулка 7 и охватывающая стержень 6 пру жина 8, торцы которой взаимодействуют соответственно с корпусом 5 и втулкой 7. Положение последней фик сируют при помощи штифта 9, который установлен в сквозном пазу 10, выполненном на боковой. поверхности корпуса 5, с воэможностью осевого перемещения. Корпус 5 через регулировочную прокладку 11 и втулку 12 жестко закреплен на станине 3 при помощи болтов 13 и соответствующих прижимных шайб 14. На конце стержня
6, обращенного к опорам 1, закреплен пуансон, выполненный в виде сегмента 15 вагонного колеса, который через нажймную шайбу 16 взаимодействует с втулкой 7. На противоположном конце стержня 6 установлена шайба 17 с гайкой 18, при помощи которой регулируют усилия сжатия пружины 8.
Для определения деформации последней имеется линейка 19, закрепленная около паза 10 на корпусе 5. роны подошвы 22 при помощи гидропульсационного пресса по схеме трехточечного изгиба. При этом в процессе нагружения циклическим изгибомк головке 21 прикладывают противодействующее статическое усилие от пружины 8. Таким образом в результате нагружения возникает реальный контакт пары "колесо — рельс",в результате чего усталостные трещины зарождаются не на поверхности головки 21 рельса, а на расстоянии 4-8 мм от поверхности, в зоне действия максимальных касательных напряжений, T.å. так же, как и в условиях эксплуатации.
Формула изобретения
Способ испытания на усталость образца рельса, по которому образец устанавливают головкой рельса на цилиндрические опоры и нагружают его со стороны подошвы рельса по схеме циклического трехточечного изгиба, отличающийся тем, что, с целью повышения точности испытания путем приближения условий испытания к эксплуатационным за счет создания локальной зоны сжатия в головке рельса, одновременно с циклическим нагружениел к его головке приклащавают статическое усилие, равное 0,13-0, 135 максимальной нагрузки цикла.
1221539 фиг. S
Р lд Фиг. Я
ВНИИПИ Закаэ 1606/49
Тираж 778
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4