Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроеиию. Машина содержит станину , образующую с газоохладителями кольцевой канал, два статора, каждый из которых состоит из сердечI ника с радиальными вентиляционшлми каиалами и ротор с валом, на котором закреплены два сердечника с осевыми и радиальными каналами. Изобретение обеспечивает уменьшение расхода охлаждаемого газа при работе машины на большой частоте вращения, что снижает потери энергии на вентиляцию и увеличивает КПД. Для этого в станине между сердечниками роторов и статорами установлена перегородка , имеющая отверстия с дозирующим клапаном, каналы статора сообщаются между собою, а газоохладители разделены в осевом направлении на три части. Отверстия при большой частоте вращения перекрыты и циркуляция газа осуществляется по замкнутому контуру двумя параллельными потоками. При этом .внутри станины между сердечником статора и перегородкой поддерживается избыточное . - давление от напора радиальных кана лов ротора, которые работают в режиме холостого хода вентилятора, т,е. без расхода газа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А (5II 4 Н 02 К 9/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3768899/24-07 (22) 20.07.84 (46) 30.03.86. Бюл. Ф 12 (71) Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В.И.Ленина (72), О.Л. Вербер (53) 621.313.713(088.8) (56) Вербер О.Л. и др. Вертикальные электродвигатели для привода главных циркуляционных насосов в энергетических реакторов АЭС.

Филиппов И.Ф.Электрические станции У 7, 1984; Основы теплообмена .в электрических машинах. Л.: Энергия, 1974, с. !00, рис. 6-1 ° (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАП1ИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Машина содержит станину, образующую с газоохладителями кольцевой канал, два статора, каждый из которых состоит из сердеч,ника с радиальными вентиляционными каналами и ротор с валом, на кото„„SU„„221697 ром закреплены два сердечника с осевыми и радиальными каналами. Изобретение обеспечивает уменьшение расхода охлаждаемого газа при работе машины на большой частоте вращения. что снижает потери энергии на вентиляцию и увеличивает КПД. Для этого в станине между сердечниками роторов и статорами установлена перегородка, имеющая отверстия с дозирующим клапаном, каналы статора сообщаются между собою, а газоохладители разделены .в осевом направлении на три части. Отверстия при большой частоте вращения перекрыты и циркуляция газа осуществляется по замкну- .Я тому контуру двумя параллельныки потоками. При этом .внутри станины между сердечником статора и перегородкой поддерживается избыточное . давление от напора радиальных кана» . Я лов ротора, которые работают в режиме холостого хода вентилятора, т,е. без расхода газа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к элек ромашиностроению, в частности к крупным электрическим машинам.

Цель изобретения — повышение КПД путем уменьшения потерь энергии на вентиляцию.

На фиг. 1 изображена электрическая машина на примере вертикально- го асинхронного электродвигателя, общий вид; на фиг. 2 — вариант исполнения электродвигателя, в котором поперечная перегородка между сердечниками ротора выполнена в виде подшипникового щита, Электрическая машина содержит статоры 1 и 2,, состоящие из сердеч1. ников 3 и 4, обмоток 5 и 6 с лобовыми соединениями, станин 7 и 8, ротора 9 с валом 10, на котором закреплены сердечники 11 и 12,, подшипниковые щиты 13 и 14 с подшипни.ками 15, газоохладители 16 и камеры

17 охлаждаемого газа. Сердечники 11 и 12 с радиальными вентиляционными каналами 18 и осевыми каналами 19 и сообщены между собой через отверстия 20 в дозирующих клапанах 21, которые установлены на поперечной перегородке 22 станины 7, а также— с сердечниками 3 и 4 через радиальные каналы 18 вентиляционными трактами 23 в станине 7 и трактами 24 и 25 в станине 8. Поперечная перегородка 22 в другом варианте исполнения электрической машины (рис.2) может быть выполнена с подшипником

15. В данном случае вместо подшипникового щита 14 устанавливается щит 26. Дозирующие клапана 21 состоят из кожуха 27, плавающего поршня 28 и регулировочного груза 29.

Газоохладители 16 разделены поперечными перегородками 30 на среднюю зону 31 и две крайние зоны 32. Сердечники 3 и 4 выполнены с радиальными вентиляционными каналами 33.

Вентиляционные тракты 24 сообщены с одной стороной лобовых соединений . обмотки 6 отверстиями 34..

При работе электрической машины на меньшей частоте вращения от обмотки 6 статора 2 охлаждающий газ

sa счет напорного действия радиальных вентиляционных каналов 18 сердечников 11 и 12 циркулирует параллельными потоками по замкнутому контуру через сердечники 3, 4, 11 и 12.

При этом иэ сердечника 3 горячий

221697

l0 !

20

4S

55 газ поступает через среднюю зону 31 газоохладителей 16 в камеры 17 охлаждаемого газа. В камерах 17 гаэ разделяется на три параллельных потока. Два параллельных потока газа из камер 17 через крайние зоны 32 поступают в зону лобовых соединений обмотки 5, а затем в зоны минимального давления, которые создаются на входе в осевые каналы 19 сердечника 11. Третий поток газа из камеры 17 через вентиляционные тракты

24 и отверстия 34.поступает с одной стороны лобовых соединений обмотки

6, а затем за счет напорного действия радиальных каналов 18 сердечника )2 гаэ последовательно проходит через радиальные каналы 33 сердечника 4, осевые тракты 25; лобовые соединения обмотки 6, отверстия 20 дозирующих клапанов 21 в зону минимального давления на вход в осевые каналы 19 сердечника 11. Вследствие последовательного прохождения rasa из камеры 17, где имеется избыточное давление, .через радиальные каналы

19 сердечника 12 и ротора 9 в отверстиях 20 образуется зона повышенного давления. Величина перепада межцу повышенными и минимальным давлением определяют положение плавающего поршня 28 клапана 21, При работе на меньшей частоте вращения плавающий поршень 28 занимает ниж- нее положение, поскольку вес регулировочного груза 29 несколько превышает силу, действующую на поршень

28 от перепада давления в зоне отверстий 20, и газ проходит в сердечник 11.

При работе электрической машины на большей частоте вращения от обмотки 5 статора 1 увеличивается напорное действие радиальных каналов 18 ротора 9, вырастает перепад давления в зоне отверстий 20, поршень "8 перемещается в верхнее положение и перекрывает отверстия 20.

При закрытых отверстиях 20 циркуляция rasa осуществляется по замкнутому контуру двумя параллельными потоками из камеры 17 через крайние зоны 32 газоохладителей 16 в лобовые соединения обмотки 5, сердечники 3 и 11, а также через среднюю зону 31 гаэоохладителей 16 в камеру 17. При этом внутри станины 8 статора 2 в зоне между сердеч3 1 ником 4 и поперечной перегородкой

22 постоянно поддерживается избыточное давление от статического напора радиальных каналов 18 сердечника

12 ротора 9, которые работают в режиме холостого хода вентилятора, т.е. без расхода газа через выходные отверстия 20,что уменьшает общий расход охлаждаемого газа:через машину в этом режиме.

Таким образом, при работе электрической машины на большей частоте вращения, обеспечивается уменьшение расхода охлаждаемого газа, что снижает потери энергии на вентиляцию и увеличивает КПД электрической машины в данном режиме эксплуатации.

Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая газоохладители, два статора, каждый из которых состоит иэ сердечника с радиальными вентиляционными.каналами, обмотки, с лобовыми соединениями и станины, образующей газоохладителями кольцевой канал, 221697 ротор с валом, на котором закреплены два сердечника,с осевыми и радиальными вентиляционными каналами, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем уменьше» ния потерь энергии на вентиляцию, между указанными сердечниками роторов и статорами установлена закрепленная в станине поперечная перегородка, имеющая отверстия с доэирующим клапаном, причем кольцевые каналы статоров выполнены сообщающимися между собой,, а гаэоохладители разделены в осевом направлении на. три части.

2. Машина по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что в одном из статоров кольцевой канал отделен кольцевой перегородкой от зоны лобовых соединений, расположенной на стороне, обращенной к соседнему статору.

3. Машина по пп. 1 и 2 ° о т л и ч а ю щ а я с я тем, что в поперечной перегородке. установлен на валу опорный подшипник.

1221697 тираж 631 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам ивобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Закаэ 1618/57

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А.Воинов

Редактор Н.Воловик Техред O.Соцко Корректор М.Демчик