Система аварийного охлаждения активной зоны реактора и локализации аварии атомной электростанции
Иллюстрации
Показать всеРеферат
09у Ol) (51)5 G 21 С 15/00
ГОСУДАРСТВЕКНЬЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТНРЬПЪФ
° к
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (46) 23. 05. 90. Бюл. У 19 (21) 3722345/24-25 (22) 06.04.84 (71) Ленинградское отделение Все-„ союзного государственного научно-исследовательского и проектно-изыска,тельского института "Атомтеплоэлектропроект" м (72) .А.А. Свердлов, Д.А. Златин, l0.Н. Ремжин, Б.К. Мальцев, Г.Н. Ноздрин и М,Л. Мармер-Вильнер (53) 621.039.587(088.8) (56) Гуревич Д.Ф. и др. Арматура ядерных энергетических установок.
М.: Атомиздат, 1978.
Чертеж 210014.0445227.00001,000.
Запорожская АЭС. Схема аварийного расхолаживания первого контура.
<54)(57) СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ АКТИВНОЙ ЗОНЫ PEAKTOPA И ЛОЙАЛИЗАЦИИ АВАРИИ АТОМНОЙ ЗЛЕКТРОСТАНЦИИ, включающая бак аварийного запаса борного раствора, соединенный через всасывающий трубопровод с приямком герметичного помещения реакторной установки, задвижку приямка, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения эксплуатации системы путем ограничения поступления воздуха из герметичного помещения реакторной установки, трубопровод между приямком и задвижкой приямка снабжен уровнемером и дренажом для определе" ния критцческого расхода воздуха, соответствующего величине протечки воды через задвижку под воздействием гидростатического перепада между уровнем воды в баке ннврндного воде- в са борного раствора и отметкой установки задвижки. йм
122211S
Изобретение относится к атомным электростанциям (АЭС) с водо-водяными реакторами, а именно, к системам аварийного охлаждения активной зоны реактора, обеспечивающии безопасность атомных электростанций при авариях; связанных с разрывом главного циркуляционного трубопровода реакторной установки.
Целью изобретения является повышение надежности и упрощения эксплуатации системы аварийного охлаждения активной эоны реактора и локализации аварий АЭС путем ограничения поступления воздуха из герметичного помещения реакторной. установки.
На чертеже представлена схема системы аварийного охлаждения активной зоны реактора и локализации авария АЭС.
Система содержит бак 1 аварийного запаса барного раствора, всасывающий трубопровод 2, на котором установлена задвижка 3 и обратный клапан 4, связанный с насосом аварийного охлаждения активной зоны реактора 5 и спринклерным насосом 6, задвижку 7, после которой установлен уровнеиер 8 и дренаж 9 приямок 10 герметичного помещения
11 реакторной установкй 12.
Система работает следующим образом.
Нормально вся система аварийного охлаждения активной зоны реактора и локализации аварии находится под давлением бака 1 аварийного запаса борного раствора через всасывающий трубопровод 2, открытую задвижку 3 и обратный клапан 4 до задвижки 7, которая нормально в закрыта.
В случае неплотности задвижки
7 вода иэ бака аварийного запаса борного раствора начинает перетекать в трубопровод над задвижкой.
Наличие воды над задвижкой зафикси руется уровнеиером 8, сигнал от которого поступит,на блочный щят управления. После этого оперативным персоналом проверяется плотность задвижки 7 путем измерения вреиени накопления заданного объема воды над задвижкой, для чего сначала через дренаж 9 сбрасывается объем воды, скопившийся над задвижкой, а затем с помощью уровнемера или дренажа фиксируется время накопления воды, что будет характеризовать расход воды через неплотность задвижки прн заданном перепаде на задвижке, равном разности отметок уровня в баке 1 аварийного запаса борного раствора и уСтановки задвижки 7.
Зная расход воды через задвижку при заданном перепаде, можно определить расход воздуха при максимальном давлении в герметичном помещении.
Проектная неплотность задвижек такого назначения очень высока и не превышает 1-. 2,5 см воздуха в иинуту, что не оказывает существенного влияния на работоспособность системы. При определении критической неплотности задвижки по воздуху учитывается также объем воды во всасывающем трубопроводе и время снижения давления в объеме герметичного помещения -для ограничения количества воздуха, попадающего во всасывающий трубопровод системы.
При разуплотнении первого контура реакторной установки 12 вода к насосам S 6 будет поступать сначала иэ бака 1 аварийного запаса борного раствора и из всасывающего трубопровода 2 со стороны задвижки 7 эа счет попадания воздуха иэ приямка 10 герметичного помещения 11 при повышении в нем давления.
При включении системы локализации аварии атомной электростанции давление в герметичном помещении упадет вплоть до атмосферного и поступление воздуха иэ герметичного объе ма прекратится, а вода в систему будет поступать только от бака аварийного запаса борного раствора.
Данные по допустимой неплотности задвижки по расходу воды, соответствующему допустимому расходу воздуха, определяются в проекте системы и включаются в инструкцию по эксплуатации.
Если величина неплотности задвижки в процессе эксплуатации превысит допустимую величину, должны быть приняты меры но устранению неплотности, причем время на устранение неисправности определяется расчетом надежности сист и аварийного охлаждения акдаш,вой эоны
1222115
Составитель В.Перевеэенцев
Техред Л.Олейник Корректор А.Ференц
Редактор О.Коляда
Тираж 351 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиИ
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1530
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 реактора и системы локализации аварии АЭС.
Данная система повывает надежность систем аварийного охлаждения активной эоны реактора и локализации аварии, обеспечивающих безопасность АЭС при разуплотнении главного циркуляционного контура, так как, во-первых, обеспечивается контроль герметичности бака аварийного запаса борного раствора, воэможность определения конкретного места течи, контроль по месту уровня в баке, ремонт бака в любой момент эксплуатации АЭС в том числе в послеаварийный период без облучения обслуживающего персонала, во-вторых, задвижка приямка пола бокса герметичного помещения реакторной установки нормально закрыта, неплотность задвнмки может возникнуть только при ее открытиизакрытии, которое осуществляется при периодическом испытании работоспособности задвижки, когда неплотность может иметь место из-за неисправности приводного механизма или попадания на уплотнительные поверхности твердых частиц продук16 тов коррозии или грата.
Учитывая наличие в системе контроля плотности задвижки и ограниченный период времени на обнаружение иеплотности и ее устранения (по. сравнению с продолжительностью работы АЭС в течение гЬда), вероятность совпадения возникновения аварий и неплотности задвижки мала и не оказывает влияния на надежность всей системы в целом.