Устройство для электроэрозионной приработки червячных пар
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СО|ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5l)4 В 23 Н 9/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТБУ
ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЪ|ТИЙ (21) 3625178/25.-08 (22) 19.07. 83 (46) 07.04.86. Бюл. Ф 13 (71) Производственное объединение
"Ленинградский завод турбинных лопаток" им. 50-летия СССР (72) В.К. Семашко, А.И. Лозбенев и В.А. Розанов (53) 621.9.048(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 550265, кл. В 23 Н 1/02, 1976. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННОЙ ПРИРАБОТКИ. ЧЕРВЯЧНЫХ ПАР, в корпусе которого на изолированных валах размещены сопряженное червяч„„SU„„1222449 A ное колесо, соединенное с источни-, ком технологического тока, и червяк,. связанный с приводом вращения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышению точности сопрягаемых пар путем исключения зро.— зионного процесса в зоне сопряжения, устройство снабжено червяком-электродом, сопряженным с червячным колесом и установленным на изолированном от корпуса валу, который
I кинематически связан с приводом вращения и с введенным в устройство приводом следящего осевого переме,щения.
1 1222449 2
Изобретение относится к электроэрозионной приработке сопрягаемых пар механизмов с большим передаточным отношением, в частности червячных, и может быть использовано в машиностроении, станкостроении, судостроении, автомобилестроении и других отраслях промышленности.
Цель изобретения — повышение точности приработки сопрягаемых червячных пар путем исключения эрозионного процесса в зоне сопряжения.
На чертеже приведена схема устройства для обработки сопрягаемых червячных пар.
Устройство содержит червяк 1 (или штатный червяк), штатное колесо 2 и дополнительный червяк-электрод 3, которые установлены в корпусе 4 на опорах 5, изолированных от корпуса 4. Червяк 1 соединен с помощью специальной муфты 6 с валом приводного электродвигателя 7, на котором укреплено косозубое зубчатое колесо 8.
Последнее зацеплено с колесом 9 аналогичной конструкции. Вал зубчатого колеса 9 через специальную муфту 10 соединен с валом технологического червяка 3. Вал зубчатого колеса 9 связан с механизмом 11 осевого перемещения, например, следящим электроприводом. На валах червячного колеса 2 и червяка 3 укреплены щеточные токоподводы 12, подключенные к электроэрозионному генератору 13. В зоны зацепления червячного колеса 2 с червяком 1 и червяком-электродом 3 подведены трубопроводы от системы 14 подачи очистки масла.
Червяк-электрод 3 и червяк 1 связаны жесткой кинематической связью при помощи зубчатых колес 8 и 9, которые выполнены косозубыми,,при этом червяк 3 выполнен из эрозионностойкого материала, а колесо 2 из материала равнопрочного с мате.риалом червяка 1.
l, Устройство работает следующим образом.
"Включением приводного электродвигателя 7 приводят во вращение червяк 1 и зубчатое колесо 8, а также штатное колесо 2. Косозубое icoлесо.8 передает вращение колесу 9, вращение которого передается червяку-электроду 3. В зоны зацеплений
1О
50 55 червяка 1, колеса 2 и червяка 3 от системы 14 подают индустриальное масло, а затем включают источник 13 технологического тока. После включения последнего между зубьями червяка 3 и штатного колеса 2 начинается электроэрозионный процесс, приводящий к исправлению параметров и профиля зубьев колеса 2.
При перемещении колеса 9 вдоль оси происходит его разворот по отношению к колесу 8. Червяк 3 также разворачивается вокруг своей оси, в результате чего изменяется зазор. между витками червяка 3 и штатного колеса 2. С помощью механизма 11 устанавливают зазор между профильными поверхностями червяка-электрода
3 и -колеса 2, который необходим для образования масляного клина, используемого в качестве межэлектродного промежутка для осуществления электроэрозионного съема металла с поверхности колеса.
3а счет образования бокового зазора червяк 3 не несет механических нагрузок. Так как червяк 3 выполнен из эрозионностойкого материала, например графита, чугуна, то в процессе обработки подключение к червяку 3 источника 13 обеспечивает равномерный износ технологического червяка и колеса 2, при этом износ штатного червяка 1 исключен полностью, благодаря чему точность геометрии зацепления его со штатным колесом повышается в процессе обработки. При этом съем металла происходит в местах сопряжения технологического червяка 3 со штатным колесом 2 по закону отклонения движения штатного червяка 1 в соответствии с кинематической погрешностью колеса 2 за счет кинематической связи штатного 1 и технологического 3 червяков, что не приводит к увеличению кинематической погрешности колеса 2 и, следовательно, сопрягаемой пары: штатный червяк 1 и штатное колесо 2.
Регулирование зазора между технологическим червяком 3 и штатным колесом 2 исключает возникновение электрических коротких замыканий между сопрягаемыми поверхностями, что является особенно осущественным при.электрообработке червячных передач, так как в этом случае сопряжение идет по плоскостям.
Г
Составитель Н. Глаголев
Редактор Н.Бобкова Техред Л.Олейник (орректор Г.Решетник
Тирам 1001 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делем изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1649/13
Филиал ППП "Патент", г. Ултород, ул. Проектная, 4
Так как в процессе обработки штатный червяк 1 не претерпевает износа, т.е. сохраняет высокую чистоту поверхности и прочности, это позволяет повысить прочность пере1222449 дачи за счет обеспечения возможности выполнения штатного колеса
2 из материала, равнопрочного материалу червяка 1, например, из закаленных легированных сталей.