Соединение вала со ступицей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) 01) (51)4 Р 16 В 4 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;::; 3 .
Ю ВЮЪ ЮЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
tlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К ASTOPCHQMV С8ИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3766097/25-27 (22) 28.06.84 (46) 15.04 ° 86, Бюл. N- 14 (72) В.И.Бабинец (53) 53.3.696.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 521109, кл. F 16 В 4/00, 1975.
Авторское свидетельство СССР
9 1191640, кл. F 16 В 4/00, 1983. (54) (57) СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА СО СТУПИЦЕЙ, содержащее установленные в кольцевую канавку на торце ступицы контактирующую с валом вставку и нажимное кольцо с конической внутренней поверхностью, контактирующей со вставкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соединения, оно снабжено вторым нажимным кольцом с конической внутренней поверхностью, а вставка выполнена в виде тел качения, равномерно размещенных по периметру вала между коническими поверхностями нажимных колец, причем коэффициент трения между телами качения и кольцами меньше коэффициента трения между телами качения и валом.
24474
Редактор М.Петрова
Заказ 1906/32
Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород, ул.Проектная, 4
6 12
Изобртение относится к машиностроению и может применяться в конструкциях, содержащих валы с напрессованными на них ступицами, втулками, зубчатыми колесами и т.д., нагруженными комбинированными силами.
Цель изобретения - повышение на- дежности соединения.
На чертеже показано предлагаемое соединение, Соединение состоит из вала 1, ступицы 2, в кольцевой канавке которой установлены нажимные кольца 3, между конусными поверхностями которых с минимальными зазорами между собой но периметру окружности вала заключены стальные шары 4, прижатые к поверх" ности. вала через фланец 5.
Равномерно распределенное давление необходимой величины рассчитывается через известное усилие, создаваемое фпанцем 5, и углами мелду нормалями к плоскостям, касательным поверхности шара и имеющим общие точки касания с кольцами 3. Материал колец подбирается таким, чтобы коэффициент трения в зоне контакта шара с поверхностью вала был выше коэффициента трения в местах соприкасания шара и колец.
Наиболее благоприятные поля напряжений на валу у торца ступицы достигаются sa счет подбора диаметра стальных шариков, их количества и осевого усилия от фланца.
При передаче валом нагрузки шарики, установленные в кольцевой канав1О ке ступицы, не проскальзывают по поверхности вала, а перекатываются на ней за счет низкого коэффициента трения материала колец и более его высокого в паре со сталью. Этим дости15 гается сведение до минимума поверхностных.повреждений вала, определенных как фреттинг. Сопротивление вала фреттингу повышается и за счет пластического самодеформирования
20 (упрочнение} зон контакта шариков с валом в процессе эксплуатации соединения. При этом контактное давление между шариками и валом снижается (эа счет процесса приработки) и происхо25 дит перераспределение давления в сто рону его увеличения у торца ступицы в технологическом зазоре. Это отрицательное явление устраняется поджа тием фланца 5.
Составитель В.Голов
Техред И.Попович Корректор И.Муска