Опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) SU (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
И АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3699510/25-27 (22) 14.02.84 (46) 15.04.86. Бюл. В 14 (72) С.Д.Рязанов, В.В.Баранин, Г.Ф.Киселев, А.И.Алексеев, С.Л.Дашевский, И.И.Паталах и В.В.Добролюбов (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 554427, кл. F 16 С 17/02, 1975.
Авторское свидетельство СССР
Ф 217149, кл. F 16 С 33/04, 1966. (54) (57) 1. ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержап1ая вал, корпус и расположенный в нем вкладыш, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью улучшения демпфирующих свойств и повьппения несущей способности путем изменения конфигурации зазоров между валом и вкладьппем в продольном и поперечном сечениях, она снабжена охватывающим вкладьпп бандажом из упругого материала и двумя размещенными с двух сторон вкладьппа контактирующими с ним торцами и зафиксированными в корпусе опорными кольцами с концентрично выполненными относительно оси вала поясками, на которых установлен бандаж с зазором по диаметру относительно корпуса.
2. Опора по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в средней части бандажа выполнены поперечные прорези.
1224482
Изобретение относится к машиностроению, а именно к радиальным опорам скольжения, предназначенным для восприятия радиальных нагрузок.
Цель изобретения — улучшение демпфирующих свойств и повышение несущей способности.
На фиг. 1 показана опора скольжения, продольное сечение на фиг. 2— сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3— бандаж опоры.
Устройство содержит вал 1, вкладыш 2, охватывающий его бандаж 3, установленный на опорных кольцах 4, размещенных с двух сторон вкладыша, контактирующих торцами с ним и зафиксированных относительно корпуса 5.
При этом в опорных кольцах 4 выполнены концентричные относительно оси вала пояски, на которых установлен бандаж 3 с зазором по диаметру относительно корпуса 1.
В средней части бандажа выполнены поперечные прорези 6 и тороидальная выемка 7.
При вращении вала 1 радиальная нагрузка, действующая на вал 1, передается через вкладыш 2 и бандаж 3 на опорные кольца 4 в виде распределенной на контактную поверхность нагрузки. Распределенная нагрузка воздействует только на часть бандажа 3, противоположную контактной поверхности вкладыша 2 с валом 1, тем самым во время работы бандаж 3 и каладыш 2 находятся под действием растягивающих усилий в диаметрально противоположных направлениях.
Установка бандажа 3 в корпусе 5 с зазором позволяет ему вместе с вкладышем 2 упруго деформироваться (принимая овальную форму) и тем са5 мым демпфировать колебания, возникающие при работе устройства в моменты изменений радиальной нагрузки.
Профиль рабочего зазора между валом 1 и вкладышем 2 при этом изменяется.
При увеличении нагрузки вкладыш 2 охватывает вал 1, уменьшая рабочий зазор в зоне трения и увеличивая угол охвата вкладышем 2 вала 1 с наименьшим зазором, что способствует
l5 увеличению гидродинамической подъемной силы. Кроме того, происходит также деформация бандажа 3 и вкладыша 2 в продольной плоскости, обусловленная базированием бандажа 3 на опор20 ных кольцах 4. При этом величина зазора в подшипнике имеет наименьшее значение у торцов вкладыша 2, а в средней его части - наибольшее. Это
-дополнительно повышает несущую спо25 собность подшипника за счет повышения гидродинамического давления вблизи торцов вкладыша 2.
Наличие прорезей 6 и выемки 7 устанавливает деформацию бандажа 3
30 и вкладыша 2 в продольной плоскости при сохранении остальных размеров бандажа 3 и вкладыша 2.
Для изготовления вкладыша 2 предпочтительны неметаллические антифрикционные материалы, легко деформируемые и имеющие хорошие антифрикционные характеристики при высоких удельных нагрузках.
1224482
1 4
Составитель В.Городничев
Техред И.Попович Корректор И.Муска
Редактор М.Петрова
Заказ 1906/32
Тираж 777
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно--полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4