Упругий подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ГОСУДАРСТ81ННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3767784/25-27 (22) 05.07..84 (46) 15.04.86. Вюп. М - 14 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти
Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (72) В.С.Головко, Т.И.Толмачева и В.И.Чернус (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 811005, кл. Р 16 С 27/02, 1979. (54) (57) mpуГИЙ П0 111ИПНИ1(С1(0ЛЫ НИЯ, содержащий корпус, состоящий из внутренней несущей и внешней час тей, и упругие элементы, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, внешняя часть корпуса выполнена в виде отдельных сегментов, внутренняя несущая часть выполнена в виде втулки, а упругие элементы установлены между втулками и сегментами.
1224483
В варианте исполнения корпус подшипника может быть выполнен только в виде внутренней кольцевой части 3 с пазами 8, в которых установлены упругие элементы 9, выполненные в виде пластин из квазиупругого мате- риала системы Fe-Mn, обладающего эффектом памяти и имеющего температуру начала мартенситного превращения
80 С. Предварительно пластины обрас ботаны на память с приданием им Гобразной формы (концы пластин отогнуты под 90 ).50
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве подшипников скольжения в удлиненных электродвигателях с многоопорным ротором. 5
Цель изобретения — повышение надежности подшипника путем исключения проворота корпуса подшипника в статоре электродвигателя и обеспечения демпфирующих свойств. 10
На фиг. 1 изображен подшипник в сборе на валу ротора, первый вариант, общий вид, на фиг, 2 — то же, второй вариант, на фиг. 3 " подшиЬник в сборе на валу ротора, установ- 15 ленного в статоре электродвигателя (второй вариант) .
Упругий подшипник скольжения состоит из втулки 1, выполненной из антифрикционного материала и охватыва- 20 ющей вал 2, и корпуса, состоящего из внутренней несущей части 3, выполненной в виде антифрикционной втулки, и внешней части, выполненной в виде сегментов .4. 25
Сегменты 4 соединены с втулкой 3 посредством расположенных между ними упругих элементов 5 в виде, например, криволинейных трубок, заполненных маслом, на концах которых в сегментах 4 установлены дроссели 6 для увеличения гидравлического давления внутри трубок 5 при работе подшипника, Упругие элементы 5 могут быть выполнены в виде пружин сжатия или трапециевидных элементов из маслостойкой резины, большее основание которых выполнено выпуклым и привулканизировано к сегментам 4, а меньшее основание — вогнутым и привулканизи- 40 ровано к втулке 3.
Во внутренней полости 7 между втулкой 3 и сегментами 4 внешней кольцевой части протекает смазочноохлаждающая жидкость, Концы пластин 9 установлены в пазах 8 с натягом, причем длина отогнутых концов не превышает глубины паза 8. Свободная часть упругого элемента, 9 повторяет форму корпуса
3 и плотно прижата к нему. Подшипник в собранном на валу 2 виде установлен в статоре 10 электродвигателя с образованием между статором 10 и упругими элементами 9 клиновых полостей 11 в рабочем режиме для создания масляных клиньев, выполняющих фукнции демпфера. Между элементами 9 .имеются полости 12 для протекания охлаждающей жидкости.
Сборка подшипника при установке его в электродвигатель производится следующим образом.
Втулка 1 устанавливается на ва лу 2. На втулку 1 устанавливается внутренняя несущая часть 3 корпуса (соответственно для первого варианта — соединенные с ней сегменты 4).
Последовательно с равными промежутками между роторными секциями электродвигателя (не изображено) на вал 2 устанавливается пакет из 10-15 подшипников. Вал 2 в собранном виде устанавливается в статор 10 электродвигателя.
Подшипник, выполненный с криволинейными трубками 5, работает следующим образом.
При вращении вала 2 в результате нагревания масла давление его во внутренней полости 7 возрастает, что обеспечивает прижатие сегментов 4 к статору 10 электродвигателя. Вибрация, появляющаяся в результате имеющейся остаточной динамической неуравновешенности ротора и периодически изменяющегося магнитного поля статора 10, передается на внутреннюю несущую часть корпуса 3 подшипника я гасится за счет упругих сил криво- . линейных трубок 5 и давления масла в их внутренней полости.
Подшипник, выполненный с упругими элементами из материала, обладающего эффектом памяти (вариант исполнения), работает следующим образом.
При повышении в процессе работы температуры корпуса подшипника до
80-120 С упругие элементы 9 стремятся принять форму, приданную им при обработке на память, и заклинивают
1224483 4 которая образует в полостях 11 масляные клинья, демпфирующие внбрацию вала 2 ротора электродвигателя.
Составитель А.Щенников
Техред И.Попович Корректор И.Иуска
Редактор М.Петрова
Заказ 1906/32
Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4 подшипник в статоре 10. Между упругими элементами 9 в полостях 12 циркулирует охлаждающая жидкость (масло), 13