Способ распределения реактивной нагрузки параллельно работающих генераторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Способ распределения реактивной нагрузки параллельно работающих генераторов переменного тока позволяет повысить быстродействие при автоматическом распределении нагрузки электромашинных генераторов . При индуктивно-активной нагрузке генераторов напряжение на шинах отражает по фазе токи нагрузки, при этом в системах с выравниванием реактивной нагрузки (при равенстве активной нагрузки) чем больше угол сдвига фазы тока нагрузки от О до 90° относительно напряжения, тем больше реактивная составляющая тока нагрузки . Поэтому согласно способу распределение нагрузки осуществляется так: выявляют генератор с наименьшим током нагрузки , т.е. ток нагрузки которого опережает по фазе токи нагрузки остальных генераторов , и уменьшают возбуждение у остальных генераторов, которые имеют большие реактивные токи нагрузки, т.е. их реактивные токи нагрузки уменьшаются. При достижении нуля током нагрузки следующего генератора (при положительном полупериоде напряжения) увеличивается его возбуждение и т.д. В следующий период цикл повторяется . Таким образом, выравнивание нагрузки осуществляется каждый период сети, т.е. 0,02 с. 2 ил. а S (Л to N5 ;о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1224901 (бп 4 Н 02 J 3 46
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 38084 16/24-07 (22) 06.11.84 (46) 15.04.86. Бюл. № 14 (71) Пермский политехнический институт (72) Н. М. Лицын, А. В. Окулов, В. М. Хвисюк и В. А. Черномордик (53) 621.313.322.016/32 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 583528, кл. Н 02 J 3/46, 1974.
Авторское свидетельство СССР № 536566, кл. Н 02 J 3/46, 1974. (54) СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ НАГРУЗКИ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИХ ГЕНЕРАТОРОВ (57) Способ распределения реактивной нагрузки параллельно работающих генераторов переменного тока позволяет повысить быстродействие при автоматическом распределении нагрузки электромашинных генераторов. При индуктивно-активной нагрузке генераторов напряжение на шинах отражает по фазе токи нагрузки, при этом в системах с выравниванием реактивной нагрузки (при равенстве активной нагрузки) чем больше угол сдвига фазы тока нагрузки от 0 до 90 относительно напряжения, тем больше реактивная составляющая тока нагрузки. Поэтому согласно способу распределение нагрузки осуществляется так: выявляют генератор с наименьшим током нагрузки, т.е. ток нагрузки которого опережает по фазе токи нагрузки остальных генераторов, и уменьшают возбуждение у остальных генераторов, которые имеют большие реактивные токи нагрузки, т.е. их реактивные токи нагрузки уменьшаются. При достижении нуля током нагрузки следующего генератора (при положительном полупериоде напряжения) увеличивается его возбуждение
® и т.д. В следующий период цикл повторяется. Таким образом, выравнивание нагрузки фф осуществляется каждый период сети, т.е. Ф
0,02 с. 2 ил. С:
1224901
Изобретение относится к электроте?;— пике, предчазначено для авпоматического распределения нагрузки электромашHHHblx генераторов переменного тока и может быть использовано в случаях, когда генераторы работают параллельно.
Целью изобретения является повыш..ние быстродействия.
На фиг. 1 представлены графики напряжения на шинах и токов нагрузки генераторов для случая параллельной работы двух генераторов; на фиг. 2 — функциональная схема устройства, реализующего предложенный способ распределения реактивной нагрузки.
На фиг. 1 показано: I — напряжение на шинах; II, i2 — токи нагрузки генераторов
i5
1 и 2; ila фиг. 2 обозначено: U» — — «апряжение за,ul!H>;.
Устройство, реализующее предложенный способ, содержит генераторы :. и 2 переменного тока, обмотки возбуждения 3 и 4 генераторов, датчики тока нагрузки 5. б. Ключевые схемы 7, 8, нуль-орган 9, релейный элемент, выпол»е«нный на триггере 111митта
10, шины 11.
Предлагаемый способ распределения нагрузки заключается в следующем.
При индуктивно-активной нагрузке гснсраторов «>апряже««ие на шинах отражает по фазе токи нагрузки, как показано IH фиг. 1. При этом в системах с выравниванием реактивной нагрузки !при равенстве О активной нагрузки) чем больше угол сдвига фазы тока нагрузки от 0 до 90 относительно напряжения, тем болыпе реактивная составляющая тока нагрузки. Поэтому,, согласно предлагаемому способу распределение нагрузки осуц«есгвляется так: выявляют генератор с наименьшим током нагрузки, т.е. ток нагрузки которого опережает по фазе токи нагрузки остальных генераторов, и уменьшают возбуждение у оста;Ibilbjx генераторов, которые имеют большие реактивные токи нагрузки, т.е. их реактивпые щ токи нагрузки уменьшаются, При достижении нуля током нагрузки следующего генератора (при положительном полупериоде напряжения) увеличивается его возоуждепие и т д. В следующий период цикл повторяется. Таким образом, выравнив" íèå нагрузки осуществляется каждый период сети, т.е. 0,02 с.
Более подробно рассмотрим способ распределения реактивной нагрузки в устройстве для случая работы двух генераторов.
Допустим, реактивный ток генератора
1(il) меньше реактивного тока генератора
2(4), т.е. il опережает по фазе 4, IjpH->ем напряжение на шинах 11 опережает токи по фазе.
Стабилизация напряжения генераторов 1 5 и 2 осуществляется так же, как и распределение реактивных токов нагрузки изменени м тока в обмотках возбуждения 3 и 4 генераторов. Ток возбуждения изменяется с ггомогцью клк>чевь»х схем 7, 8 в зависимости от величины текущего на,ряжения.
Если напряжение на шинах !1 больше заданного I./,I, то с релейного элемента 10 подается сигнал на ключевую схему 7 и цепь обмотки возбуждения 3 — — пунтируюгся резисторы (не показано), ток возбуждения генератора 1 уменьшается. А««апогично воздействие релейного элемента 10 на ключевую схему 8 и обмотки возбуждения
4 генератора 2. Напряжение на шинах 11
HaaHj«ae7 уменьшаться. Если напряжение на
LIjHII3x 11 меньше заданного (!»., то воздействие на ключевые схемы 7, 8 таково, что ток возбуждения увеличивается и напряжение на шинах 1! начинает возрастать.
Таким образом регулируется»::апряжение на пинах
Распределение реактивной нагрузки осу> це(:fBляетcH < леQ$ >о«цим обра ом. На первыи вход нуль-органа 9 поступает ci«rj«aл с шин 11.
С датчиков тока нагрузки 5., 6 сигналы поступак>т на второй и тре-.ий зходы нульоргана 9. В момент вре åíè t ., когда
=0, т.е. реактивный ток ген""ðзторг 1 меньше реактивного тока генератора 2, с выхода нуль-органа 9 поступает сипlH.7 на ключевую схему 8, которая воздействует на обмотку возбу?кдения 4 генератора 2 таким образом, что ток возбуждения его умень LIBETcH а следовательно, реакт;«нный ток гснератора
2 fdK?KE умены««ается. В момент времени (p ток 1, достигает нуля и кгпочсвая схема воздействует да обмотку возбуждения 4 генератора 2 таким образом, что реактивный ток генератора 2 увеличивается. В следующий период процесс повторяется. Ггким образом осуществляется выравнивание реактивных токов нагрузки.
Применение данного способа распределения реактивной нагрузки позволяет увеличить быстродействие системы, так как релейное воздействие на токи обмотки возбуждения осугцествляется с частотой сети
50 Гц, в то время как релейное воздействие в системах, работаюгцих >о известному спссобу, осугцествляется один ргз за цикл автоколебаний системы с частотой не оолее 10 — 15 Гц. Увеличение частоты переключений приводит к улучшению ".à÷åñòâà регулирования, к более точному распреде:IeIIHI0 реактивных токов нагрузки.
Формула изобретения
Способ распределения реактивной нагрузки параллельно работающих генераторов переменного тока путем релейного изменения тока возбуждения генераторов, отличаю«бийся тем, что, с цепью повышения быстродействия, выявляют генератор, ток .«агрузки которого первым проходит через нуль после начала Io.-.îæèòåëüíîi о полупериода напряжения па шинах, и умень1224901
Составитель О. Наказная
Редактор М. Бандура Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов
Заказ 1917/53 Тираж б! 3 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 шают возбуждение у остальных генераторов, причем возбуждение каждого следуюшего генератора увеличивают в момент перехода через нуль его тока нагрузки при положительном полупериоде напряжения на шинах, а затем цикл повторяют.