Сердечник электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение жесткости сердечника электрической машины с радиальной системой охлаждения. Согласно изобретению в сердечнике 1 электрической машины, шихтованном из сегментов , последние укорочены в тангенциальном направлении и размещены с образованием между кромками радиальных каналов 5. Соседние пакеты сегментов смещены по крайней мере на одно зубцовое деление в тангенциальном направлении.В конструкции отсутствуют дополнительные детали - вентиляционные распорки и операция по их установке . 3 ил. .л ю ю со о оо

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1224903

{5п 4 Н 02 К 1 20 1 32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

° °

° °

Риа. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3489243/24-07 (22) 14.09.82 (46) 15.04.86. Бюл. № 14 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения завода

«Сибэлектротяжмаш» (72) И. С. Генендер, В. Д. Климовицкий, К. Н. Масленников, М. С. Новосельцев и В. Г. Рязанов (53) 621.313.713 (088.8) (56) Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. М.— Л.: Госэнергоиздат, 1958. с. 53, рис. 2 — 25.

Авторское свидетельство СССР № 725149, кл. Н 02 К 1/20, 1978. (54) СЕРДЕЧНИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение жесткости сердечника электрической машины с радиальной системой охлаждения.

Согласно изобретению в сердечнике 1 электрической машины, шихтованном из сегментов, последние укорочены в тангенциальном направлении и размещены с образованием между кромками радиальных каналов

5. Соседние пакеты сегментов смещены по крайней мере на одно зубцовое деление в тангенциальном направлении. В конструкции отсутствуют дополнительные детали — вентиляционные распорки и операция по их установке. 3 ил.

1224903

Формула изобретения

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в шихтованных сердечниках с распределенными обмотками.

Известен шихтованный сердечник электрической машины, снабженный радиальными вентиляционными каналами и аксиальными каналами в ярме, причем радиальные и аксиальные каналы сообщаются друг с другом.

Охлаждение такого сердечника недостаточно эффективно, так как обмотка, уложенная в сердечнике, непосредственно обдувается воздухом только в радиальных вентиляционных каналах.

Наиболее близким к предлагаемому является сердечник электрической машины, шихтованный из сегментов; набранных в пакеты, содержащий обмотку, уложенную в пазы, и имеюший радиальные каналы и сообшаюшиеся с ними аксиальные каналы, образованные обмоткой и стенками пазов.

В известной конструкции охлаждение обмотки происходит непосредственно по всей длине пазовой части, однако жесткость сердечника недостаточна из-за высокой концентрации усилий в местах крепления вентиляционных распорок к крайним листам пакетов в радиальных вентиляционных каналах, в особенности при использовании термореактивной изоляции обмоток.

Целью изобретения является повышение жесткости сердечика электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что в сердечнике электрической машины, шихтованном из сегментов, набранных в пакеты, содержащем обмотку, уложенную в пазы, и имеющем радиальные каналы и сообщающиеся с ними каналы, образованные обмоткой и стенками пазов, сегменты укорочены в тангенциальном направлении и размешены с образованием между кромками радиальных каналов, а соседние пакеты сегментов смещены по меньшей мере на одно зубцовое деление в тангенциальном направлении.

На фиг. 1 показан сердечник электрической машины, вид со стороны ярма; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б — Б на фиг. 2.

Шихтованный сердечник 1 набран из сегментов 2, геометрия которых такова, что образуются пазовые каналы 3 между обмоткой 4 и стенками и дном паза, а также каналы 5 в ярме сердечника между кромками 6 соседних сегментов, лежащих в одном слое, причем каналы 3 и 5 соединяются между собой. Окружной размер сечения канала 5 можно регулировать окружными размерами сегмента 2, а осевой — количеством соседних слоев сегментов, укладываемых в кольцо без сдвига в тангенциальном направлении, так что местоположение стыков в этих слоях одинаково. Соседние

З0

З5

40 кольца сдвинуты между собой на одно (или более) зубцовое деление. Ряд соседних колец, имеюших одинаковое положение канала

3 относительно обмотки 4, образуют пакет (на фиг. 2 пакеты выделены штриховкой).

В следующем пакете положение пазового канала 3 относительно обмотки 4 изменяется за счет переворота сегментов вокруг оси симметрии каждого из последних на

180 при шихтовке. Благодаря этому положение обмотки в пазу четко зафиксировано в окружном направлении.

В предлагаемой конструкции сердечника обеспечивается проход охлаждающего агента по каналам 3 и 5 преимущественно в радиальном направлении, например от коронок зубцов к ярму, как это показано стрелками на фиг. 2 и 3.

По сравнению с сердечником с радиальной системой охлаждения известной конструкции с вентиляционными распорками сердечник предлагаемой конструкции обладает большей жесткостью, особенно при технологии изготовления, предполагающей пропитку и замоноличивание сердечника совместно с уложенной обмоткой. При этом возможно изготовление сердечника несколько более короткого, чем в случае конструкции с вентиляционными распорками, но с большей эффективной длиной железа сердечника. В результате некоторое увеличение потерь в спинке сердечника из-за увеличения осевой составляющей магнитного потока,связанного с необходимостью для потока огибать каналы 5, в значительной мере компенсируется снижением потерь в зубцовой зоне и обмотке электрической машины.

Технологические преимущества предложенного решения по сравнению, например, с классической радиальной системой охлаждения заключаются в отсутствии дополнительных деталей (например, распорок) и операций по их установке. При этом не изменяется основной процесс сборки сердечника — шихтовка.

Предлагаемая конструкция может быть реализована как на статоре, так и на роторе электрической машины.

Сердечник электрической машины, шихтованный из сегментов, набранных в пакеты, содержащий обмотку, уложенную в пазы, и имеюший радиальные каналы и сообщающиеся с ними каналы, образованные обмоткой и стенками пазов, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости, сегменты укорочены в тангенциальном направлении и размещены с образованием между кромками радиальных каналов, а соседние пакеты сегментов смещены по меньшей мере на одно зубцовое деление в тангенциальном направлении.

1224903

b-б

Редактор Н. Норват

Заказ 1918 53

Составитель А. Воинов

Техред И. Версс Корректор Л. Пилипенко

Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4