Система охлаждения ротора турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 216, 55„

21d, 56о1 № 122529

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А. И. Москвитин и А. М. Рассулов

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Заявлено 9 декабря 1957 г. за М 587494124 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» М 18 за 1959 г.

Настоящее изобретение относится к системам охлаждения ротора турбогенератора газом, в частности водородом, который вводится из воздушного зазора машины в винтообразные каналы, сделанные в проводниках обмотки ротора, и выводится из каналов в тот же воздушный зазор.

Предлагаемая система отличается от известных тем, что винтообразные каналы размещены полностью в материале проводников, то есть так, что газ соприкасается с металлом проводника по всему периметру его поперечного сечения. Такое выполнение системы позволяет повысить интенсивность охлаждения ротора турбогенератора.

На чертеже изображена схема движения охлаждающего газа по предлагаемой системе. Направляемый для охлаждения ротора газ забирается из воздушного зазора машины специальными заборниками 1, установленными на поверхности оочки ротора и двигается по наклонным каналам 2 внутри катушки 8, выполненным так, что газ по всему периметру канала соприкасается с медью. Затем газ поступает к нижнему проводнику паза и, частично огибая его, по такому же наклонному. каналу 4 внутри катушки, расположенному ближе к другой стенке паза, выходит через отверстие на поверхности бочки ротора в воздушный зазор. Каждая пара наклонных каналов 2 и 4 образует винтовой канал внутри катушки 8. Для равномерного охлаждения обмотки винтовыеканалы, чередуясь, выполняются Ч-образного и петлеобразного типа с соответствующим выходом газа в смежном выходном отсеке справа и слева.

Каналы 2 и 4 можно выполнить путем штамповки отдельных проводов меди катушки и витковой изоляции или же путем фрезерования. В последнем случае каждый проводник катушки составляется из трех шинок, лежащих в одном слое, и каналы формируются фрезерованием бо№ 122529 ковой поверхности среднего или крайних проводников на плоскостях их касания.

Предмет изобретения

1. Система охлаждения .ротора турбогенератора газом, в частности водородом, который вводится из воздушного зазора машины в винтообразные каналы, сделанные в проводниках обмотки ротора, и выводится из каналов в тот же воздушный зазор, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, каналы размещены полностью в металле проводников, то есть газ соприкасается с металлом проводника по всему периметру поперечного сечения последнего.

2. В системе по п. 1 выполнение проводников в виде пакета трех шин, в которых каналы образованы (например, путем фрезерования) на соприкасающихся поверхностях шинок.

Разрез по Рй

Комитет по делам изобретекий и открытий при Совете Министров СССР

Редактор А. К. Лейкина Гр. 92

Подп. к печ. 12.XI-59 г.

Тираж 910 Цена 25 коп.

Информационно-издательский отдел.

Объем 0 17 п. л. Зак. 8477

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР"

Москва, Петровка, 14.