Устройство для стопорения вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„,SU„„1225952 A (58 4 F 16 D 1 08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
+<<01ggp, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/ - : —:-..- -.-:., /
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Мщу, (21) 3223280/25-27 (22) 26.12.80 (46) 23.04.86. Бюл. № 15 (72) В. Д. Кириллов, В. И. Кулешов и Л. А. Олифиренко (53) 62-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 786759, кл. F 16 В 1/04, 1950.
Патент Франции № 2179429, кл. F 16 D 49/00, опублик. 1951. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ВАЛА, содержащее охватывающий вал корпус с окном на боковой поверхности, стопорный элемент в виде пары винтовых пружин, размещенных между корпусом и валом и плотно посаженных на вал, смежные концы которых выведены в окно, а другие закреплены на корпусе, отличаюи1ееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения вала при любом направлении его вращения, пружины выполнены с одинаковым направлением навивки, а их смежные концы — накрестлежащими.
1225952
Составитель В. Голов
Редактор Г. Волкова Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
Заказ 1931/23 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в точных механизмах для стопорения вала.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения вала при любом направлении его вращения.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Вал 1 расположен в корпусе 2, имеющем концентрическую проточку 3, в которой помещаются пружины 4 и 5, с одинаковым направлением навивки и плотно посаженных на вал, крышка 6 является конструктивным элементом, позволяющим облегчить сборку устройства и ограничить осевое перемещение пружин, которые выполнены таким образом, что их внутренний диаметр несколько меньше (порядка 0,1 мм) диаметра вала. Это обеспечивает при сборке необходимый первоначальный момент трения между пружинами и валом.
При приложении к валу крутящего момента одна из пружин еще плотнее охватывает вал, подобно канату на барабане, и чем больший момент прикладывается к валу, тем больший момент трения возникает между пружиной и валом. При изменении направления крутящего момента работает вторая пружина. Нагрузочная способ10 ность устройства определяется прочностными характеристиками пружины. Для перестановки вала в другое угловое положение относительно корпуса достаточно сжать свободные концы пружин. При этом обе пружины раскручиваются и, увеличиваясь в диаметре, освобождают вал для поворота, Отпуская свободные концы пружин, зажимают вал относительно втулки.
Таким образом предлагаемое устройство позволяет обеспечить стопорение вала в обоих направлениях при довольно простой конструкции и хороших удобствах в эксплуатации.