Запорно-регулирующий клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1225973 A
1 122 (51) 4
i гртурвот
OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ j :,ц1
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3749458/25-08 (22) 05.06.84 (46) 23.04.86. Бюл. № 15 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт комплексной автоматизации нефтяной и газовой промышленности (72) М. M. Соколов, Д. А. Филимонов, О. А. Килессо, Ю. И. Макаров, М. М. Кузнецов, А. Ф. Спиридонов и Б. С. Барминов (53) 621.646 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 470664, кл. F 15 С 1/08, 1973.
Патент Германии № 157429, кл. 47 g 7/Ol опублик. 1903. (54) (57) ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИ11
КЛАПАН, в цилиндрической расточке корггуса которого установлен перекрывающий выходной канал запорный орган, связанный штоком с поршнем привода, причем входной канал расположен перпендикулярно запорному органу и выходному каналу и сообщен с цилиндрической расточкой, рабочая полость над поршнем сообщена дроссельным отверстием с цилиндрической расточкой и через управляющий клапан с выходным каналом, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования, клапан снабжен фиксатором углового положения поршня в корпусе, в цилиндрической расточке установлен дефлектор с возможностью поворота в корпусе, на штоке выполнен фиЮ гурный паз с продольным и винтовым участф Е нвбжен выступом, рвв- (д м пазу.
1225973
A-A
Фг2
ВНИИПИ Заказ 1932/24 Тираж 880 Подписное
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре и предназначено, преимущественно, для использования в процессах налива и слива транспортных емкостей.
Цель изобретения — повышение точности регулирования за счет снижения динамической неразгруженности клапана.
На фиг. 1 представлен клапан, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
В корпусе 1 клапана выполнена цилиндрическая расточка 2, сообщенная с входным 3 и выходным 4 каналами, причем выходной канал выполнен соосно расточке, а входной — перпендикулярно выходному. В расточке установлены перекрывающий выходной канал 4 запорный орган 5, связанный штоком 6 с поршнем 7 привода, и с возможностью поворота дефлектор 8. Клапан снабжен фиксатором углового положения поршня в корпусе, выполненным в виде входящего в продольную канавку 9 на штоке упора 10 шайбы, закрепленной на перегородке 11 корпуса. В перегородке 11 установлен подшипник 12, связанный с дефлектором 8.
На штоке также выполнен фигурный паз 13 с продольным и винтовым участками, а на дефлекторе установлена шайба 14 с выступом 15, размещенным в фигурном пазу.
Рабочая полость 16 над поршнем 7 сообщена дроссельным отверстием 17 с цилиндрической расточкой и через управляющий клапан 18 — с выходным каналом.
Параллельно управляющему клапану 18 включен дополнительный управляющий клапан 19, связанный с рабочей полостью 16 каналом 20, выполненным в корпусе перпендикулярно поршню и перекрываемый поршнем 7 в промежуточном положении запорного органа.
В рабочей полости 16 установлена пружина 21, нагружающая запорный орган в сторону закрытия канала 4.
Клапан работает следующим образом.
При закрытых клапанах 18 и 19 входной канал 3 через щель между дефлектором 8 и корпусом 1, а также через дроссельное отверстие 1? сообщается с рабочей полостью 16. Давление под и над поршнем 17 выравнивается, и запорный орган 5 под действием пружины 21 запирает выходной канал 4. обеспечивая герметичное перекрытие потока.
При открытии управляющего клапана 19 рабочая полость 16 сообщается с выходным каналом 4, давление над поршнем 7 становится меньше, чем под поршнем, в результате чего последний перемещается вверх до тех пор, пока он не перекроет канал 20, сообщающийся с открытым клапаном 19 (фиг. 1).
Положение канала 20 соответствует требуемому уменьшенному расходу жидкости через запорно-регулирующий клапан.
В процессе перемещения поршня 7, а значит, и штока 6 вверх, последний фиксирован от вращения упором 10 шайбы, входящим в продольную канавку 9. С другой стороны выступ шайбы 14, входящий в фигурный паз 13 штока 6, обеспечивает сначала только подъем запорного органа 5, а затем и поворот дефлектора 8, который. открывая часть канала 3, создает вихревое движение жидкости, обладающее большим гидравлическим сопротивлением.
Значительное удаление запорного органа 5 от седла практически сводит на нет эффект динамической неразгруженности, обеспечивая устойчивое состояние запорнорегулирующего клапана в промежуточном положении.
При открытии клапана 18 поршень 7 за счет падения давления в рабочей полости 16 продолжит перемещение вверх до упора.
При этом запорный орган 5, соответственно, также займет крайнее верхнее положение, а дефлектор 8 повернется до полного открытия канала 3. Вихревое движение среды прекратится, и клапан будет пропускать жидкость с наименьшим сопротивлением, определяемым геометрическими характеристиками корпуса 1, входного 3 и выходного 4
4р каналов.
При необходимости напорно-регулирующий клапан можно оборудовать несколькими управляющими клапанами, которые позволят дискретно регулировать расход в требуемых пределах.