Устройство для контроля скоростных роторных систем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано для измерения переходных электрических сопротивлений между ротором и подшипниковой опорой скольжения на газовой смазке. Цель изобретенияповышение достоверности контроля. Пакет лепестков 3 размещен в прорезях 1 наружного кольца 2 подшипнико вой опоры. При вращении ротора 4 часть лепестков прижимается к поверхности ротора. Устройство содержит блок 9 регистрации и датчик 10 оборотов ротора. Выполнение датчиков биения в виде чувствительных элементов 5, нанесенных на изоляционный материал одной образующей цилиндрической поверхности лепестков 6 подшипниковой опоры, позволяет локализовать места контактирования ротора с подшипниковой опорой. 3 ил. Фиг.
CO!03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /l3.
М АВТОРСМОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ повышение достоверности контроля.
Пакет лепестков 3 размещен в прорезях 1 наружного кольца 2 подшипниковой опоры. При вращении ротора 4 часть лепестков прижимается к поверх" ности ротора. Устройство содержит блок 9 регистрации и датчик 10 оборотов ротора. Выполнение датчиков биения в виде чувствительных элементов 5, нанесенных на изоляционный материал одной образующей цилиндрической поверхности лепестков 6 подшипниковой опоры, позволяет локализовать места контактирования ротора с подшипниковой опорой. 3 ил. (21) 3534607/24-21 (22) 03. 01 . 83 (46) 23.04.86. Бюл. ¹ 15 (72) И.А.Заморин (53) 621.317.799(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 580523, кл. G 01 R 27/00, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ CKOPOCTHbK РОТОРНЫХ СИСТЕМ (57) Изобретение может быть использовано для измерения переходных электрических сопротивлений между ротором и подшипниковой опорой скольжения на газовой смазке. Цель изобретения„„SU„„1226367 А (1) 4 G 01 R 31/34
1 12263
Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для измерения переходных электрических сопротивлений между ротором и подшипниковой опорой скольжения на газовой смазке.
Цель изобретения — повышение достоверности контроля путем локализации места контактирования ротора с подшипниковой опорой. 1О
На фиг. 1 приведен лепестковый подшипник скольжения, разрез; на фиг. 2 — то же, внешний вид; на фиг. 3 — электрическая принципиальная схема подключения трех входов блока регистрации к чувствительным элементам и датчику оборотов ротора.
В прорезях 1 наружного кольца 2 подшипниковой опоры размещен пакет лепестков 3. При вращающемся роторе
4 лепестки, обозначенные пунктиром, прижаты к цилиндрической поверхности ротора. Первый и второй датчики биения представляют собой чувствительные элементы 5, нанесенные на изоля- 2 ционный материал одной образующей цилиндрической поверхности лепестка 6. Через изоляторы 7 первый и второй чувствительные элементы подключены к выводам 8. Три входа блока 9 регистрации подключены к первому и второму чувствительным элементам и к датчику 10 оборотов ротора.
Устройство работает следующим образом.
Механический контакт между ротором 4 и лепестками 3 и 6 преобразуется блоком 9 регистрации в электрическое переходное сопротивление между электропроводной поверхностью
40 ротора 4 и чувствительными элементами 5 лепестка 6. В состоянии покоя ротора чувствительные элементы 5 несущей поверхности лепестка 6 замкнуты электропроводкой поверхностью прижатого к ним ротора 4. Это состояние соответствует малому переходному сопротивлению, и блок 9 регистрации выдает электрический сигнал о наличии механического контакта.
При вращении ротора 4 возникают аэродинамические силы в зазорах между ротором 4 и лепестками 3 и 6.
Слой воздушной смазки нарушает ме67 ханический контакт и приводит к уве- личению переходного сопротивления между ротором и чувствительными эле— ментами 5. При этом уменьшается электрический сигнал на выходе блока 9 регистрации. При радиальной и осевой неустойчивости вращения ротора возникают нестационарные процессы, приводящие к касанию ротора о лепестки 3 и 6. Блок 9 регистрации фиксирует касание ротора за один оборот вращения, отмечаемого датчиком 10 оборотов, и преобразует механические контакты в электрические сигналы B виде импульсов.
В устройстве контроль переходного сопротивления осуществляется с Io мощью чувствительных элементов, расположенных на подшипниковой опоре.
При стационарном вращении ротора не происходит касания ротора о лепестки опоры. Это значительно сокращает количество касаний ротора о чувствительные элементы, снижает износ и повышает ресурс контроля примерно в 500 раз, что в конечном итоге приводит к повышению достоверности контроля. Установка чувствительных элементов в каждой подшипниковой опоре позволяет локализовать место взаимодействия ротора с опорой.
Формула изобретения
Устройство для контроля скоростных роторных систем, содержащее датчик оборотов ротора, выход которого соединен с первым входом блока регистрации, второй вход которого соединен с выходом первого датчика биения, размещенного в опоре подшипника на. цилиндрической поверхности, о т— л и ч а:с щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля путем локализации места контактирования ротора с опорой, третий вход блока регистрации соединен с выходом второго датчика биения, который размещен на цилиндрической поверхности в опоре подшипника на одной образующей с первым датчиком биения, причем датчики биения через изоляционный материал соединены с подшипниковой опорой.
1226367
Составитель Ю.Кареев
Техред И.Попович
Корректор А.Ференц
Редактор Н.Яцола
Тираж 728
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ 2127/44
Производственно-полиграфическое предприятие, r,Óæãîðîä, ул.Проектна оектная 4