Устройство для защиты от перегрузки асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Устройство для защиты от перегрузки асинхронного двигателя позволяет повысить надежность в случае повышения нагрузки на валу двигателя и при обрыве одной из фаз. Это достигается введением двух токовых трансформаторов 4 и 5, первичные обмотки которых включены последовательно с размыкающими контактами 29 и 30 релейного элемента 27 выключения двигателя. На вторичных обмотках 4 и 5 наводится напряжение, пропорциональное токам в этих фазах, которое поступает на первый вход 31 суммирующего элемента 20 непосредственно и на второй вход 32 - через последовательно включенные стабилизатор напряжения 13, регулируемый делитель напряжения 16 и интегрирующий элемент 19. Амплитуда импульсов выпрямленного напряжения на входе 31 возрастает , а уровень напряжения на входе 32 останется неизменным за счет стабилизатора 13. При достижении на вьпсоде 33 порогового значения напряжения оно через пороговый элемент 24 поступает на управляющий электрод тиристора 25, который включается и пропускает постоянное напряжение источника 7 на обмотку релейного элемента 27 выключения двигателя , при срабатывании которого размыкаются его контакты 29 и 30,отключая статорнзто обмотку двигателя 6 . 2 ил . S (Л ю ND Од СЛ 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,. SU,, 1226564 А (51)4Н 02 Н 7 085

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /g:

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ / щ

i (21) 3796091/24-07 (22) 02. 10. 84 (46) 23.04.86. Бюл. № 15 (72) В.П. Николаев, Л.В. Семенцов, Ю.И. Семушкин, Л.В. Соколов и С.Л. Соколов (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР. № 788260, кл. Н 02 Н 7/085, 1979.

Патент Швейцарии ¹ 629040, кл. Н 02 Н 7/085, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Устройство для защиты от перегрузки асинхронного двигателя позволяет повысить надежность в случае повышения нагрузки на валу двигателя и при обрыве одной из фаз. Это достигается введением двух токовых трансформаторов 4 и 5, первичные обмотки которых включены последовательно с размыкающими контактами 29 и 30 релейного элемента 27 выключения

pv двигателя. На вторичных обмотках 4 и 5" наводится напряжение, пропорциональное токам в этих фазах, которое поступает на первый вход 31 суммирующего элемента 20 непосредственно и на второй вход 32 — через последовательно включенные стабилизатор напряжения 13, регулируемый делитель напряжения 16 и интегрирующий элемент 19. Амплитуда импульсов выпрямленного напряжения на входе 31 возрастает, а уровень напряжения на входе 32 останется неизменным за счет стабилизатора 13. При достижении на выходе 33 порогового значения напряжения оно через пороговый элемент 24 поступает на управляющий электрод тиристора 25, который включается и пропускает постоянное напряжение источника 7 на обмотку релейного элемента 27 выключения двигателя, при срабатывании которого размыкаются его контакты 29 и 30,отключая статорную обмотку двигателя 6. 2 ил.

1226564!

20

30

40

55

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для управления асинхронными двигателями.

Целью изобретения является повышение надежности устройства.

На фиг ° 1 приведена электрическая схема предлагаемого устройства, на фиг.2 — осциллограммы, поясняющие работу устройства.

Схема содержит первую 1, вторую 2 и третью 3 фазы источника трехфазного переменного напряжения, токовые трансформаторы 4 и 5 с первичными

4 и 5 и Bl oðè÷íûìè 4" и 5" обмотками, асинхронный двигатель 6, источник 7 постоянного напряжения, состоящий из трансформатора 8, диода 9 и фильтрующего конденсатора 10,первый 11 и второй 12 выпрямительные элементы стабилизатор 13 напряжения, состоящий из балластного резистора

14 и стабилитрона 15, регулируемый двигатель 16 напряжения, состоящий из резистора 17 и переменного ре. зистора 18, интегрирующий элемент

19, суммирующий элемент 20, состоящий из резисторов 21-23, пороговый элемент 24, тиристор 25, коммутационный элемент 26, релейный элемент выключения двигателя 27, обмотка которого шунтирована диодом 28.„ первый

29 и второй 30 размыкающие контакты релейного элемента выключения двигателя, первый 31 и второй 32 входы суммирующего элемента, выход суммирующего элемента 33. На фиг.2 осциллограммы I-III поясняют работу устройства при появлении увеличенной нагрузки, осцил— лограммы IV-VI поясняют работу устройства при обрыве, одной из фаз, где Б, — напряжение на первом вхо— де 31 суммирующего элемента 20, TJ, напряжение на втором входе 32 суммирующего элемента 20, 0 — напряжение на выходе суммирующего элемента 20.

Первая 1, вторая 2 и третья 3 фазы источника трехфазного переменного напряжения соединены с выводами статорной обмотки двигателя,причем в цепь первой фазы включена последовательно первичная обмотка 4 токового трансформатора 4, в цепь

I второй фазы — первичная обмотка 5 токового трансформатора 5, а третья фаза непосредственно соединена с вы" водом статорной обмотки двигателя

6. С выводами двух фаз источника соединен вход источника 7 постоянного напряжения, состоящего из трансформатора 8, диода 9 и фильтрующего конденсатора 10. Вторичные обмотки токовых трансформаторов 4 и 5 соединены последовательно и точка их соединения подключена к шине нулевого потенциала, а вторые выводы соединены с анодами первого 11 и второго 12 выпрямительных элементов, катоды которых соединены вместе и с входом стабилизатора 13 напряжения, состоящего из резистора 14 и стабилитрона 1».

Выход стабилизатора 13 соединен с входом регулируемого делителя 16 напряжения, состоящего из резистора

17 и переменного резистора 18. Выход регулируемого делителя 16 напряжения соединен с интегрирующим элементом 19 и одним из входов суммирующего элемента 20, состоящего из резисторов 21-23. Выход суммирующего элемента 20 соединен с входом порогового элемента 24, выход которого соединен с управляющим электродом тиристора 25, анод которого соединен с входом регулируемого делителя напряжения через коммутационный элемент 26 с выходом источника 7 постоянного напряжения, а в цепь катода тиристора 25 включена обмотка релейного элемента выключения двигателя

27, шунтированная диодом 28; Контакты 29 и 30 релейного элемента выключения двигателя 27 включены последовательно с первичными обмотками

1 и 5 токовых трансформаторов.

Для каждого типа двигателя существует. вполне определенная зависимость =f(M), где, — ток статора, M — момент на валу двигателя, поэтому задача защиты двигателя от увеличения момента на валу сводится к отклонению двигателя при достижении тока статора некоторого пре— дельного значения.

Устройство работает следующим образом.

При поступлении напряжения на выводы 1-3 источника трехфазного переменного напряжения оно через размыкающие контакты 29 и 30 релейного элемента выключения двигателя 27 и

1 1 первичные обмотки 4 и 5 токовых трансформаторов поступает на статорную обмотку асинхронного двигателя 6.

На вторичных обмотках 4 и 5 токо226564

55 з 1 вых трансформаторов наводится напряжение, пропорциональное токам в этих фазах, которое далее выпрямляется выпрямительными элементами 11 и 12 и поступает на первый вход 31 суммирующего элемента 20 непосредственно, а на второй вход 32 — через последовательно включенные стабилизатор

13 напряжения, регулируемый делитель

16 напряжения и интегрирующий элемент 19.

При пуске двигателя напряжение на входе 31 суммирующего элемента

20 (фиг.2 осциллограмма I) представляет собой уменьшающиеся по амплитуде по мере разгона двигателя импульсы напряжения, выпрямленного по двухполупериодной схеме, которые достигают некоторого постоянного по амплитуде значения при выходе двигателя на нормальный по нагрузке режим работы. Одновременно напряжение на входе 32 суммирующего элемента 20 имеет вид, показанный на осциллограмме II,ôèã.2. При ограничении стабилизатором 13 напряжения и постепенном нарастании при пуске двигателя на интегрирующем элементе t9 оно достигает некоторого уровня в режиме нормальной нагрузки двигателя, причем этот уровень может регулироваться с помощью переменного резистора 18. Напряжение на выходе

33 суммирующего элемента 20 представляет собой сумму напряжений

Б „ +Б и имеет вид, показанный на осциллограмме III фиг.2, причем его максимальное значение при пуске двигателя меньше напряжения U„, соответствующего напряжению срабатывания порогового элемента 24.

При увеличении нагрузки на валу двигателя 6 возрастает ток в фазах статора двигателя, протекающий также по первичным обмоткам 4 и 5 токовых трансформаторов, и соответственно возрастает напряжение, наводимое на их вторичных обмотках 4 и 5.

Амплитуда импульсов выпрямленного напряжения на входе 31 суммирующего элемента 20 возрастает, а уровень напряжения на входе 32 остается практически неизменным (за счет наличия стабилизатора 13 напряжения), При достижении на выходе 33 суммирующего элемента 20 напряжения U, осциллограмма III на фиг.2) оно через пороговый элемент 24 поступает на управляющий электрод тиристора 25, который

5 t0

45 включается и пропускает постоянное напряжение источника 7 на обмотку релейного элемента выключения двигателя- 27, при срабатывании которого размыкаются его контакты 29 и 30, отключая статорную обмотку двигателя

6 от источника трехфазного переменного напряжения. При этом напряжение с управляющего электрода тиристора

25 снимается,но он остается включенным, так как на аноде его присутствует постоянное напряжение источника 7, вход которого остается подключенным к сети переменного тока.

Для повторного включения двигателя после устранения причин, вызвавших его перегрузку, следует использовать коммутационный элемент 26, т.е. нажать на кнопку, разорвав цепь питания тиристора 25 . При этом релейный элемент выключения двигателя

27 обесточен, его контакты 29 и 30 возвращаются в исходное состояние и подключают статорные обмотки двигателя 6 к источнику трехфазного переменного напряжения.

Работу схемы при обрыве одной из фаз поясняют осциллограммы IV V и VI на фиг.2. Участки осциллограмм, соответствующие пуску и режиму нормальной нагрузки двигателя, полностью аналогичны описанным выше.

В момент обрыва одной иэ фаз 1 или

2 существенно возрастает величина тока в другой фазе и соответственно напряжение, наводимое на обмотке

4 " или 5" одного из токовых трансформаторов (или одновременно обоих, если произошел обрыв фазы 3). При этом напряжение на выходе 33 суммирующего элемента 20 превышает напряжение Uc< фиг. 2 осциллограмма VI) и происходит отключение двигателя 6 от источника трехфазного переменного напряжения, как это опйсано в случае повышения нагрузки на валу двигателя.

Для повторного включения двигателя после устранения обрыва фазы также следует нажать на кнопку коммутационного элемента 26.

Формула из обретения

Устройство для защиты от перегрузки асинхронного двигателя,содержащее первый и второй выпрямительные элементы, регулируемый делитель

1226564

/1о«««н««

î u«rda Фюл«

P1pH « ««t

l а««« «««« а>ыз. 2

Составитель Л. Анисимова

Техред Л«Олейник Корректор M. Шароши

Редактор А. Шандор

Заказ 2143/54

Тираж 612 Подписное

ВНИИПИ Госуцарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно"полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4 напряжения, общий вывод которого подключен к шине нулевого потенциала, интегрирующий элемент, включенный параллельно выходу регулируемого де—

5 лителя напряжения, источник постоянного напряжения, вход которого подключен к двум фазам трехфазного источника переменного напряжения, тиристор, управляющий электрод которого подключен к выходу порогового элемента, а катод через обмотку релейного элемента выключения двигателя, шунтированную диодом, — к шине нулевого потенцила, первый и второй выводы статорной обмотки двигателя соединены через последовательно включенные размыкающие контакты релейного элемента выключения двигателя соответственно с первой и второй фазами трехфазного источника переменного напряжения, а третий вывод — с третьей фазой этого источника, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, в него введены стабилизатор напряйения,- суммирующий элемент, коммутационный элемент и два токоU вых трансформатора, первичные обмотки которых включены последователь1 но соответственно с первым и вторым размыкающими контактами релейного элемента выключения двигателя,вто-. ричные обмотки токовых трансформаторов соединены последовательно друг с другом, причем их общая точка соединена с шиной нулевого потенциала, а вторые выводы вторичных обмоток соответственно через первый и второй . выпрямительные элементы соединены с первым входом суммирующего элемента и входом стабилизатора напряжения, выход которого соединен с входом регулируемого делителя напряжения, выход которого соединен с вторым входом суммирующего элемента, выход суммирующего элемента соединен с входом порогового элемента, анод тиристора через размыкающий контакт коммутирующего элемента соединен с выходом источника постоянного напряжения, а общие выводы стабилизатора напряжения, интегрирующего и суммирующего элементов соединены с шиной нулевого потенциала.