Способ изготовления зубчатой передачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1227380 А1 (д) 4 В 23 F 13/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ ®сесщ;;;,,-„, П
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
402 1 (21) 3810730/25-08 (22) 06.11.84 (46) 30.04.86. Бюл. № 16 (71) Производственное объединение «НовоКраматорский машиностроительный завод» (72) Ю. И. Каплий и В. Г. Гузь (53) 621.923.74:621.8 (088.8) (56) Тэйц Б. А. Производство зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1975, с. 2, 17. (54) (57) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОЛ ПЕРЕДАЧИ, включающий механообработку, закалку с нагревом и приработку зубчатых колес, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем получения арочного зацепления, закалку производят при неравномерном нагреве зубчатых колес, причем величину нагрева изменяют для зубьев шестерни от торцов к середине, а для зубьев колеса— от середины к торцам.
1227380
Составитель E. Семепькова
Редактор E. Копча Техред.И. Верес Корректор A. Обручар
За ка з 1991/1 3 Тираж 1001 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии
113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент». г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроени1о, а именно к обработке зубчатых колес„ в частности к способам изготовления зубчатой передачи с арочным зацеплением.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем получения арочного зацепления:
На фиг. 1 — эпюра распределения твердости вдоль линии зуба колеса и сечение зуба по длине (до приработки), на фиг. 2 —— эшора распределения твердости вдоль линии зуба шестерни и сечение зуба по длине (до приработки); на фиг. 3 — схема контакта зубьев шестерни и колеса до приработки (худши и вариант — кромочный контакт); на фиг. 4 — то же, после приработки — контакт по арке.
Пример. Изготавливают зубчатую пару, колесо которой имеет двояковогнутые по длине зубья 1, а шестерня — двояковыпуклые зубья 2.
Вначале на зуборезном станке с помощью червячной фрезы нарезают цилиндрические зубчатые колесо и шестерню с эвольвентным зубом. В зубчатой передаче, реализованной такими зубчатыми колесом и шестерней, имеет место кромочнь|й контакт зубьев (фиг. 3).
Затем производят закалку зубьев с переменной твердостью по длине зуба. Для этого используются установки индукционной закалки со специальными индукторами и системой охлаждения. Получение переменной гвердости по длине зуба обеспечивается варьированием следующими параметрами: выбором оптимальной частоты, выбором охлаждающей среды, способа и скорости охлаждения, выбором скоростей перемещения индуктора вдоль зуба, выбором способа и режима отпуска.
В результате дифференцированной закалки по длине зуба колеса и шестерни твердость зуба шестерни по его длине возрастает от торца к середине, а твердость зуба
10 колеса — — от середины к торцам (эпюры на фиг. 1 и 2).
Затем осуществляют приработку зубьев в передаче (корпусе редуктора) . Для этого
15 исгюльзуется обкаточный стенд с возможностью регулирования крутящего момента.
Для обеспечения процесса приработки и формообразования геометрии зуба на одно из сопряженных зубчатых колес в передаче наносят взвесь абразивного порошка в смаз20 ке (или керосине). В процессе эксплуатации варьируют притирочными материалами, скоростью прикатки, крутящим моментом. Обкатка осуществляется в обе стороны. В процессе приработки участки зубьев, имеющие меньшую твердость, быстро изнашиваются, и контакт осуществляется по всей длине выпуклых зубьев (по арке) шестерни и вогнутых зубьев колеса (фиг. 4). При этом увеличивается линия контакта зубьев, а следовательно, нагрузочная способность и надежность передачи.