Фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
2 42 А1 (19) (1D (5ц 4 F 16 Р 13/42
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ О7Яи
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3737623/25-27 (22) 04.05,84 (46) 30.04.86. Бюл. У !6 (71) Воронежский ордена Дружбы народов леСотехнический институт (72) И,И.Шапиро и А.А.Харченко (53) 621.825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 584134, кл. Р 16 D 13/69, 1976.
Авторское свидетельство СССР
У 621913, кл. F 16 D 13/38, 1977. (54) (57) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая опорный диск, кожух, нажимной диск, фрикционный диск, нажимные пружины, опорные стаканы с отверстиями и штоки, фрикционный диск установлен между опорным и нажимным дисками, кожух закреплен на опорном диске, нажимные пружины установлены одними концами в опорных стаканах, закрепленных на кожухе, другими концами связаны с нажимным диском, а штоки установлены внутри нажимных пружин, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за .счет стабилизации величины передаваемого момента независимо от степени износа фрикционного диска, она снабжена дополнительными опорными стаканами и шарнирами опорных стаканов, нажимные пружины установлены под углом к оси муфты, концы нажимных пружин, связанные с нажимным диском, размещены в дополнительных опорных стаканах, опорные стаканы каждой пружины соединены с кожухом и нажимным диском посредством шарниров, а штоки закреплены в дополнительных опорных стаканах.
122
F COS « — F COS «
Fi соя«, Гг созо, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных машинах.
Целью изобретения является повышение надежности за счет стабилизации величины передаваемого момента независимо от степени износа фрикционного диска, На фиг.1 схематично изображена фрикционная муфта; на фиг.2 — схема сил от нажимных пружин, действующих во фрикционной муфте.
Фрикционная муфта содержит фрикционный диск 1, установленный между нажимным диском 2 и опорным диском 3.
К опорному диску 3 жестко крепится кожух 4 ° С нажимным диском 2 шарнирно связаны дополнительные опорные стаканы 5 с направляющими штоками 6, которые входят в отверстия шарнирно закрепленного на кожухе 4 опорного стакана .7 или опорной чашки. Между стаканами 5 и 7 установлена предварительно нагруженная нажимная пружина 8.
Пружина расположена под углом М к оси муфты.
Управление муфтой осуществляется при помощи рычагов 9 и выжимногo подшипника 10. Шарниры опорных стаканов 5 и 7 позволяют нажимному диску 2 свободно перемещаться вдоль оси муфты.
Муфта работает следующим образом.
При включении функциональной муфты крутящий момент передается на фрик ционный диск 1, так как нажимные пружины 8 постоянно поджимают нажимной
2 K фрикционному диску i, IlpH выключении муфты нажимной диск 2 отводится от фрякционного диска 1, При отсутствии износа положение нажимного диска 2 относительно кожуха 4 определяется установочным размером а (см.фиг.2), которому соответствует длина сжатой пружины 2, и угол ее наклона «, При износе фрикционного диска 1, например, на величину Х точка крепления пружины к нажимному диску (соединение выполнено шарнирным) переме7842 2 щается в положение 2, пружина разжимается до размера 7, усилие от нее г
Р уменьшается, угол ее наклона 0 также уменьшается, т.е, Fã F0 > °
0 «г « ° ° ° ьа
Соз«1< COS«COS «g И Т,д, Таким образом, Г = Е («) — это монотонно убывающая функция, а cos 0 =
= Й(«) — монотонно возрастающая функция, т.е. любому сколь угодно малому увеличению соэ0 соответствует уменьшение величины F.
Задавшись функцией cos0 - = f (ñ ), можно подобрать функцию F = Е,(«,), т.е. такую характеристику пружины, чтобы в требуемых пределах выполнялось условие Fcos «, = const
Так как момент сил трения между фрикционным диском 1 Опорным дис ком 3 и нажимным диском 2 создается только за счет нормальной составляю25 щей полного усилия F то в данной конструкции выполняется условие постоянства величины передаваемого момента независимо от степени износа фрикционного диска 1, т.е.
Поворот пружины 8 на угол, — Кг обеспечивается эа счет шарнирного крепления опорных стаканов 5 и 7, а прямолинейность — за счет использования в конструкции направляющего штока 6, 4О Соблюдение в конструкции условия стабилизации величины передаваемого момента позволяет исключить необходимость в периодических регулировках н в излишнем увеличении запаса муфты сцепления, позволяет снизить усилие на педали сцепления транспортного средства, что приводит к увеличению надежности и долговечности фрикционной муфты сцепления.
1227842
Составииель В.Ревеко
Техред В.Кадар Корректор И.Эрдейи Редактор А.Долинич
Заказ 2274/36 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4