Автоматическая бесступенчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СО)ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (si) 4 F 16 Н 29/04
ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТЕНИ
К ABTOPCH0IVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
/ 3 )
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
f10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3846807/25-28 (22) 23.01.85 (46) 30.04.86. Бюл.. К 16 (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола .(72) А. Ф. Дубровский (53) 621.839(088.8) (56) Мальцев В.Ф. Механические импульсные передачи. М.: Машиностроение, 1978, с. 26, фиг. 21. (54)(5?) АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, установленные в нем параллельно друг другу ведущий, имеющий квадратное сечение и продольный паз, и ведомый валы, эксцентрики, размещенные на ведущем валу, размещенный в продольном пазу подпружиненный с одного торца регулирующий валик, взаимодействующий с эксцентриками посредством сухарей, и установленные на ведомом валу механизмы свободного хода, на-= ружные обоймы которых взаимодействуют с эксцентриками, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительным упругим элементом, кине)(Этически связывающим другой торец регулирующего валика с ведущим валом, и замыкающими упругими элементами, размещенными между ведущим валом и эксцентриками.
1727876
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов в качестве автоматической бесступенчатой коробки передач.
Цель изобретения — повьппение надежности хода передачи за счет исключения разрушения механизмов свободного снижения перегрузок.
На фиг.1 изображена схема передачи; на фиг. 2 — разрез А-А на,i:
Фиг.f.
Автоматическая передача содержит корпус 1, установленнь е в нем параллельно друг другу ведущий 2 и ведомый 3 валы.
На ведущем валу 2, имеющем квадратное сечение и продольньп» паз 4, размещены эксцентрики 5 и 6. В продольном пазу 4 размещен регулирующий валик 7, поджатый с одного торца (левого на фиг. 2) пружиной 8. Взаимодействие валика 7 с эксцентриками 5 и 6 осуществляется посредством сухарей 9, выполненных в вице клиньев, скошенная часть которых контактирует с ответными скошенными частями эксцентриков 5 и 6.
На ведомом валу 3 установлены механизмы 10 свободного хода, ведущие обоймы 11 которых выполнены в виде кулис и взаимодействуют с эксцентриками 5 и 6.
Механизмы свободного хода могут быть различного типа, в данном случае выполнены микрохраповыми с упругими пластинами 12 и храповиком 13.
Другой торец валика 7 (правый на фиг. 2) кинематически связан с ведущим валом 2 с помощью дополнительного упругого элемента 14, например пружины. Замыкание ведущего вала 2 и эксцентриков 5 и 6 осуществляется посредством упругих элементов 15, размещенных между ними.
Передача работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 2, а следовательно, и эксцентриков 5 и 6 кулисы ведущих обойм 11 механизмов 10 свободного хода начинают колебаться. При рабочем ходе, когда, например, одна из кулис стремится повернуться относительно храпавика 13 па часовой стрелке, упругие пластины
12 упираются в зубья храпавика 13, жестко связанного с ведомым валом 3 передачи, и, таким образом, как бы
l5
2О
ЗО
S5 подталкивают его. Происходит переда ча импульса крутящего момента в ведущего вала 2 передачи на ведомый 3.
При холостом ходе, когда одна из кулис стремится повернуться против часовой стрелки, упругие пластины
12 скользят по храповику 13, т. е, механизм 10 свободного хода разомкнут и крутящий момент с ведущего вала 2 на ведомый не передается, и последний вращается от инерции, преодолевая внешнее сопротивление.
Таким образом, крутящий момент на ведомый вал 3 передается импульсами. Для повышения равномерности вращения ведомого вала 3 вариатора эксцентрики 5 и 6 повернуты один ото носительно другого на 180 и, следовательно, период рабочего хода одного из них совпадает с периодом холостого хода другого и наоборот.
Амплитуды колебаний кулис ведущих обойм 11 и, следовательно, угловая скорость вращения ведомого вала 3 вариатора, таким образом, зависят от эксцентриситетов эксцентриков 5 и 6. Их эксцентриситет устанавливается во время рабаты передачи автоматически, в зависимости от реакций кулис, т. е. момента сопротивления, действующего на ведомый вал 3 .вариатора, и жесткости пружины 8 ° По мере увеличения момента сопротивления усилия со стороны кулис на эксцентрики 5 и 6 возрастают и соответственно возрастают усилия са стороны эксцентриков 5 и 6 на сухари 9. При этом возрастает осевая сила, действующая на регулирующий валик 7 со стороны эксцентриков 5 и 6. Валик 7 начинает перемещаться влево (вид А-А), преодолевая усилие со стороны упругога валика 7 на ега левый торец. Одновременно с этим эксцентрики 5 и 6 перемещаются вдоль оси их пазов 4. Зксцентриситет эксцентриков 5 и 6, а следовательно, амплитуды колебания кулис, уменьшаются. Скорость вращения ведомага вала 3 также снижается .
При достаточно большом моменте сопротивления регулирующий валик 7 перемещается влево настолько, что эксцентрики 5 и с, перемещаясь вдоль оси пазов 4, упираются нижней кромкой скошенной поверхности в соответствующие поверхности сухарей 9 и фиксируются в этОм положении. В этом пОлОженин центры эксцентриков 5 и 6 проходят через ось ведущего вала 2, при
1227876
Раг. 2
Составитель Б.Малой
Техред И. Верес
Редактор А.Гулько
Корректор И.Муска
Заказ 2277/38
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðaä,óë. Проектная,ч этом их эксцентриситет равен нулю
В этом случае при вращении ведущего вала 2 эксцентрики 5 и 6 также вращаются вокруг своего центра, а кулисы ведущей обоймы 11 механизмов 10 свободного хода остаются неподвижными. При этом ведомый вал 3 также неподвижен, т. е. имеет место стопо.вый режим (ведущий вал 2 вращается, а ведомый 3 неподвижен).
По мере уменьшения момента сопротивления на ведомом валу 3 регулирующий валик 7 под действием силы, действующей со стороны пружины 8 на его левый торец, начинает перемещаться вправо. Эксцентрики 5 и 6 начинают перемещаться вдоль оси их пазов 4, увелиФ чивая при этом эксцентриситет. Вследствие этого увеличиваются амплитуды
20 колебаний кулис ведущих обойм 11, а также скорость вращения ведомого вала 3. Таким образом, скорость вращения ведомого вала устанавливается автоматически в зависимости от нагруз25 ки на нем и жесткости упругого элемента 8.
Прп колебаниях нагрузки на ведомом валу 3 передачи динамические нагрузки на механизмы 9 свободного хода снижаются ло сравнению с известной схемой, так как регулирующий валик 7 фиксируется в осевом направлении не жестко, а с помощью упругого элемента 8. Такое фиксирование валика 6 в осевом направлении позволяет также исключить осевые нагрузки на подшипники ведущего вала 2.
Упругие элементы 14 и 15 не являются функциональными, т. е. они не передают рабочие нагрузки передачи, а служат для того, чтобы при неподвижном ведущем валу 2 не бы разрыва в кинематических цепях. При вращении ведущего вала 2 упругие элементы 14 и
15 не работают, так как эксцентрики
5 и 6 под действием кулис ведущих обойм 11 прижимаются к сухарям 9, а регулирующий валик 7 поверхностью рабочего торца воздействует на упругий элемент 8. Таким образом, жесткость функционального упругого..элемента 8, воспринимающего рабочие нагрузки, передаваемые передачей.