Способ испытания материала дисков турбомашин на прочность
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытаниям материала дисков турбомапшн, имекщих концентраторы напряжений в виде отверстий. С цепью обеспечения испытаний в условиях, моделирующих эксплуатационные, в диске вьтолняют надрез от контура отверстия по направлению к его центру, а с диамет й рально противоположной сторЪны отверстия выполняют радиальный разрез диска до его кромки и нагружают по нормали к плоскости надреза, имитируя окружные напряжения вращающегося диска.2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ш4 4 С 01 NЗ/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3803584/25-28 (22) 16.10.84 (46) 30.04.86. Бюл, )1 16 (71) Казанский ордена Трудового
Красного Знамени и ордена Дружбы народов авиационный институт им, А.Н. Туполева (72) В.Н. Шлянников и И.Н. Шканов (53) 620.17 (088.8) (56) Определение порогового коэффициента интенсивности напряжений при корроэионном растрескивании.
Методическая рекомендация, МР-66-35-75,вып.1, М.: ВИЛС,1975,с.9. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАПА
ДИСКОВ ТУРБОМАШИН НА ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытаниям материала дисков турбома)пин, имеющих концентраторы напряжений в виде отверстий. С целью обеспечения испытаний в условиях, моделирующих эксплуатационные, в диске выполняют надрез от контура отверстия по направлению к его центру, а с диамет-м рально противоположной сторЬны отверстия выполняют радиальный разрез диска до его кромки и нагружают по нормали к плоскости надреза, имитируя окружные напряжения вращающегося диска.2 ил.
1227974 вид 4
ВНИИПИ Заказ 2281/43 Тираж 778 Подписное
Произв.-полигр, пр-тие, г. ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к способам испытания материала дисков турбомашЮн на прочность.
Цель изобретения - обеспечение возможности испытания дисков, имеющих конструктивные сквозные отверстия.
На фиг. 1 изображена часть диска турбомашины, имеющего конструктивные сквозные отверстия; на фиг. 2вид А на фиг. 1 (с дополнительными отверстиями и с радиальным разрезом) .
Способ осуществляют следующим рбраэом.
В диске 1 турбомашины, имеющем конструктивное сквозное отверстие
2, выполняют надрез 3 от контура отверстия по направлению к центру диска l.
С диаметрально противоположной надрезу 3 стороны отверстия выполняют радиальный разрез 4 диска
1 до его кромки 5.
Затем диск нагружают по нормали к плоскости надреза 4. Нагружение осуществляют, например, с помощью специальных захватов (не показаны) или через дополнительные отверстия
6 и 7, которые выполняют в,циске l.
Если диск имеет большие размеры, то производят вырезку образца в виде части диска вокруг отверстия и выполняют надрез и разрез указанной вьппе ориентации.
5 В дисках турбомашин отверстия
2 предназначены для установки стяжных болтов (не показаны). Эти отверстия являются концентраторами напряжений. К разрушению диска приводят окружные напряжения, поэтому усталостные трещины развиваются в направлении к центру диска. Таким образом, создание трещины 3 моделирует эксплуатационные условия работы материала диска.
Ф о р м у л а изобретения
20 Способ испытания материала дисков турбомашин на прочность, по которому в диске выполняют радиальный сквозной нацрез и нагружают диск по нормали к плоскости надреза, о т—
25 л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности испытания дисков, имеющих конструктивные сквозные отверстия, надрез выполняют от контура отверстия в диске по направлению к его центру, а с диаметрально противоположной стороны отверстия выполняют радиальный разрез диска до его кромки.