Подшипниковый узел высокоскоростной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на упрощение конструкции и повышение надежности работы подшипникового узла высокоскоростной электрической машины. Узел содержит по крайней мере три подшипника, которые размещены в щите 2 на шейках 3 эксцентричных валов 4, установленных в щите 2. Подшипники размещены по окружности так, что наружные кольца 5 их прижаты к опорной шейке 6 вала 7 ротора 8. Каждый вал 4 снабжен рычагом 9. Рычаги 9 соединены последовательно попарно параллельно между собою пластинами 10, установленными на осях 11, которые закреплены на рычагах 9. Один из рычагов прикреплен к пружине растяжения, закрепленной на щите 2 винтом. Пружина создает тяговое усилие, которое через рычаги и пластины создает крутящий момент на валах 4. Посредством этого момента обеспечивается постоянный и равномер- .ный прижим подшипников к опорной шейке вала ротора. 3 ил. о S (Л С г-н
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (51) 4 Н 02 К 5 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2l) 3736474/24-07 (22) 03.05.84 (46) .30.04.86. Бюл. 9 16 (72) В.Л. Перельман (53) 621.313.04(088.8) (56) Патент США У 3400285, кл. 310-90, 1969. авторское свидетельство СССР
У 610247, кл. Н 02 К 5/16, 1978. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на упрощение конструкции и повышение надежности работы подшипникового узла высокоскоростной электрической машины.
Узел содержит по крайней мере три подшипника, которые размещены в щите 2 на шейках 3 эксцентричных валов 4, установленных в щите 2. Подшипники размещены по окружности так, что наружные кольца 5 их прижаты к опорной шейке б вала 7 ротора 8.
Каждый вал 4 снабжен рычагом 9. Рычаги 9 соединены последовательно попарно параллельно между собою пластинами 10, установленными на осях 11, которые закреплены на рычагах 9.
Один из рычагов прикреплен к пружине растяжения, закрепленной на щите 2 винтом. Пружина создает тяговое усилие, которое через рычаги и пластины создает крутящий момент на валах 4 ° Посредством этого момента обеспечивается постоянный и равномер.ный прижим подшипников к опорной шейке вала ротора. 3 ил.
1228185
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к подшипниковым узлам высокоскоростных электрических машин.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности работы.
На фиг. 1 схематично изображен подшипниковый узел электрической машины, общий вид; на фиг. 2 — раз- 10 рез А-А на фиг. 1, с применением
3-х подшипников; на фиг. 3 — разрез
А-А на фиг. 1, .с применением 4-х подшипников.
Подшипниковый узел высокоскорост- 15 ной электрической машины содерижт по крайней мере три подшипника 1, которые размещены в щите 2 на шейках 3 эксцентричных валов 4, установленных в щите 2. Подшипники 1 разме- 20 щены по окружности так, что наружные
5 кольца их прижаты к опорной шейice 6 вала 7 ротора 8.
Каждый эксцентричный вал 4 снабжен рычагом 9. Рычаги 9 соединены по- 2>
I следовательно попарно между собой пластинами 10, установленными на осях
11, которые закреплены на рычагах 9.
Один из рычагов 9 прикреплен к пружине 12 растяжения, закрепленной 30 на щите g винтом 13. Пружина 12 создает тяговое усилие, которое через рычаги 9 и пластины 10 создает крутящий момент на эксцентричных валах 4, - Посредством этого крутящего момента обеспечивается постоянный и равномерный прижим подшипников 1 к опорной шейке 6 вала 7 ротора 8.
Для повышения допустимой динамической нагрузки подшипникового узла используют не три, а четыре и более подшипников. При этом (фиг. 3} для компенсации снижения усилия от трения в шарнирах калщую пару рычагов делают длиннее предыдущей. Этим достигается при необходимости абсолютная равномерность прижима подшипников к опорной шейке вала ротора; При отключении электрической машины момент прижима подшипников к опорной шейке вала ротора сохраняется, и вал ротора остается зажатым постоянным усилием.
При износе поверхности опорных шеек 6 нала 7 ротора 8 и наружных колец 5 подшипников 1.момент прижима сохраняется и положение геометрической оси вала 7 ротора 8 остается постоянным, так как каждая последовательная пара рычагов 9, укрепленных на эксцентричных валах 4, связанная пластиной 10 на осях 11, представляет собой четырехзвенный механизм, у которого рычаги 9 равны и параллельны, а расстояние между осями 11 в пластине равно расстоянию между соответствующими эксцентричными валами 4 в щите 2. В первой паре рычагов 9 (фиг. 2) расстояние Б между осями 11 в пластине 10 равно расстоянию Б между валами 4 в щите 2. Во второй паре рычагов соответственно расстоя-!
/ ние С равно расстоянию С . Такое соотношение размеров и положения рычагов и связки относительно эксцентричных осей в щите подчиняется правилу параллелограмма, т.е. при повороте одного эксцентричного вала 4 другой эксцентричной вал поворачивается на такой же угол. Так как все эксцентричные валы в подшипниковом узле последовательно взаимосвязаны подобными механизмами, то при износе опорной шейки вала ротора и наружных поверхностей подшипников в процессе работы узла эксцентричные валы пововачиваются на одинаковый угол и подшипники прижимаются к опорной шейке
I вала одновременно и с одинаковым усилием.
Применение предлагаемой конструкции подшипникового узла высокоскоростной электрической машины обеспечивает упрощение конструкции устройства для прижима подшипников к опорной шейке вала ротора, так как вместо зубчатых колес, укрепленных на эксцентричных валах, и охватывающего их зубчатого венца, укрепленного на роторе дополнительного электродвигателя, применены система рычагов, связок и пружина, при этом повышается надежность работы машины.
Формула изобретения
Подшипниковый узел высокоскоростной электрической машины, содержащий по крайней мере три подшипника, размещенные в щите по окружности на эксцентричных валах, и механизм для прижима подшипников к опорной шейке вала ротора, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы, 1228185 он снабжен пружиной, одним концом закрепленной на щите, механизм для прижима подшипников к опорной шейке saла ротора выполнен в виде рычагов, укрепленных на эксцентричных валах и последовательно соединенных попарно между собой пластинами, установленными на осях, закрепленных в рычагах, причем один из рычагов соединен с пружиной, рычаги каждой пары по длине равны между собой, а расстояние между осями в каждой из пластин равно расстоянию между осями соответствующих эксцентричных валов в щите.
1228185
Составитель Ф. Подольская
Техред И.Попович
Корректор Г. Решетник
Редактор И. Касарда
Заказ 2293/53
Тираж 631
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4