Соединительное устройство для заземления оборудования

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к технике защиты от вредных проявлений статического электричества. Цель изобретения - повышение безопасности работы с устройством во взрывоопасной среде. Металлическую пластину 17, например заземляемой автоцистерны размещают между перегородками 10, изготовленными из полупроводящего эластичного материала . При приближении плеча 5 к втулке 14 острие 1 1 внедряется в дно перегородки 10 до соприкосновения с пластиной 17. Величина зазора 13 составляет 1-1,5 мм, т.е. меньше величины искрогасящего зазора в рабочей среде. Выполнение контакта в виде штыря 8 с острием 11, а резистивного элемента в виде эластичной перегородки из полупроводящего материала исключает возникновение искровых разрядов. 1 ил. с (Л с б 8 Н ю ю 00 со о ;о 13

у Ф ф сОюз сОВетсиих соиихлистичесиих

ЛЕСЛУБлии э » 1 2 28 30

<51 4 ?? 05 f 3>

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ., г/ Мя

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3741898/24 — 21 (22) 31.01;84 (46) 30.04.86. Бюл. Nl 16 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт техники безопасности в химической промышленности и Спе— циальное конструкторское бюро "Транснефтеавтоматика" (72) В.И.Толстов, Г.А.Трубин, Ю.И.Тютюнюк, В.Ф.Швецов, А.Н.Моровщик, З.И.Соур и В.И.Чулин (53) 621.319.74(088.8) (56) Патент США Ф 3737832, кл. 339-14, опублик. 1973.

Авторское свидетельство СССР

У 974977, кл. H 05 F 3/02. (54) СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ЗАЗЕИПЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ (57) Изобретение относится к технике защиты от вредных проявлений статического электричества. Цель изобретения — повышение безопасности работы с устройством ва взрывоопасной среде.

Иеталлическую пластину 17, например заземляемой автоцистерны размещают между перегородками 10, изготовленными из полупроводящего эластичного материала. При приближении плеча 5 к втул— ке 14 острие 11 внедряется в дно перегородки 10 до соприкосновения с пластиной 17. Величина зазора 13 составляет 1-1,5 мм, т.е. меньше величины искрогасящего зазора в рабочей среде.

Выполнение контакта в виде штыря 8 с острием 11, а резистивного элемента в виде эластичной перегородки из полупроводящего материала исключает возникновение искровых разрядов. 1ил.

1228309

Изобретение относится к технике защиты ст вредных проявлений статического электричества, и может быть использовано при разработке устройств для отвсда на землю зарядов статического электричества с подвижных объектов, например транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в местах слива-налива

ЛВЖ, где имеется опасность образова- ilO ния взрывчатой смеси воздуха с горючими парами и газами, т.е. авиации, нефтяной и других отраслях промышленности и народного хозяйства.

Цель изобретения — повышение без- 15 опасности работы с устройством во взрывоопасной среде путем исключения возникновения искровых разрядов.

На чертеже представлена конструктивная схема одного из возможных ва- И риантов реализации устройства. устройство содержит два металлопластмассовых рычага 1, шарнирно сое-диненных друг с другол1 осью 2, на которую надета пружина 3, удерживающая ручки 4 рычагов в разведенном положении, а их рабочие плечи 5 в сближенном положении.

В отверстии плеча с помощью гайки 6 и шайбы 7 закреплен заострен- 3п ный контактный стержень-штырь 8, снабженный соответствующей резьбой.

Заостренный конец стержня введен в полость 9 перегородки 10, изготовленной из полупроводящего эластичного материала (резины) таким образом, что он представляет собой резистивный элемент, электрическое сопротивление которого между точкой внутри колпачка, которая может соприкасаться с острием 11 стержня, и наружной поверхностью 12 дна перегородки, являющейся рабочей поверхностью кле7 9 щевого зажима, составляет 10 -10 Ом.

Полость, в которой находится острие, сообщается с окружающим пространством через зазор 13 между наружной поверхностью стержня и внутренней поверхностью перегородки, величина которого составляет 1-1,5 мм, т.е, меньше Bàëè÷èíû искрогасящего зазо ра, например, для паровоздушных с»есей бензинов.

Перегородка вставлена во втулку 14 и вместе с ней образует губку - > клещевого зажима, отжатую от плеча пружиной 15 и имеющую возможность некоторого осевого перемещения относительно плеча и, следовательно, относитсльно стержня.

Ручка имеет гнездо 1б для ввода

„зазсмчяющего провода (не показан) и его соединения с металлической частью рычага,, с которой соединен контактный стержень. На чертеже показана также металлическая пластинка 17, расположенная на заземленном оборудовании.

Устройство работает следующим образом.

Чтобы наложить заземление, например, на. прибывшую к месту слива-налива JIBE автоцистерну, оператор берет клещевсй зажим, соединенный заземляющим прсводом с заземлителем, и сжимает в руке ручки 4 рычагов i до раскрытия губок и образования зазора между рабочими поверхностями 12, достаточно для того, чтобы надвинуть клещевой зажим на металлическую пластинку 17, являющуюся контактной деталью заземляемой автоцистерны. При таком положении втулка 14 с перегородкой 10 отжата от плеча 5 пружиной 15, и дно перегородки 10 удалено от острия 11.

Надвинув раскрытый клещевой зажим на пластину 17, оператор стпускает ручки 4, и под действием пружины 3 прои"ходит фиксация клещевого зажима на пластине 17. Сначала с пластиной 17 соприкасается только перегородка 10 своей рабочей поверхностью )2. Затем происходит приближение плеча 5 к втулке 14, сжатие пружины 15, внедрение остри1 11 в дно перегородки 10 и егс прокол до соприкосновения î" òðèÿ 11 с пластиной 17.

В момент, когда острие 11 вступило в контакт с внутренней поверхностью,цна перегородки 10, сопротивление мехщу стержнем 8 и пластич q ной 17 составляет 10 -10 Ом. При та.ком =опротивлении происходит переток заряда с автоцистерны на землю, но искрового разряда, способного поджечь взрывоопасную смесь в окружающем пространстве, не происходит.

В следующий момент, когда острие 11 соприкасается с пластиной f7, опасного искрения также нет, так как к этому моменту потенциал автоцис( терны практически сравняется с потенциалом земли.

1228309

Формула изобретения земления, которая не должна превышать нескольких Ом.

Составитель В.Ким

Редактор Н.Киштулинец Техред И.Верес Корректор С.Шекмар

Заказ 2299/60 Тираж 765 Подписное.

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

В момент непосредственного соприкосновения острия 11 с пластиной 17 сопротивление заземляющей линии между автоцистерной и заземлителем становится незначительным и удов— летворяет требованиям, касающимся величины сопротивления защитного заДополнительной мерой безопасности против возникновения взрыва и пожара при наложении заземления на пластину 17 является то, что острие 11 контактного стержня 8 находится внутри полости 9 перегородки 10, которая сообщается с окружающим пространством через зазор 13.

После удаления устройства с пластины 17 оно возвращается в исходное положение. При этом дно перегородки 10 отходит от острия 11, и под действием упругих сил прокол в резине колпачка закрывается.

Возможно различное выполнение приспособлений для замыкания контактов.

Так могут использоваться магнитные фиксаторы и так далее.

Соединительное устройство для заземления оборудования, содержащее корпус с размещенными в нем контактами, снабженными элементами для присоединения соответственно к заземляемому оборудованию и контуру заземления, резистивный элемент, включенный последовательно рабочему проме1Î жутку между контактами, корпус устройства и приспособление для замыкания контактов, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения безопасности работы с устройством во

Взрывоопасной среде путем исключения возникновений искровых разрядов, по крайней мере один из контактов выполнен в виде штыря с заостренной рабо-чей поверхностью, резистивный элемент выполнен в виде эластичной перегородки из полупроводящего материала, охватывающей рабочий конец штыря и . снабженной диэлектрическим элементом крепления перегородки к корпусу с отверстием, ось которого совпадает с осью штыря, при этом ширина щели между боковой поверхностью штыря и прилегающей к нему поверхностью перегородки меньше величины искрогася30 щего зазора в рабочей среде.