Узел уплотнения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 7 ч л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3763599/25-08 (22) 25. 05. 84 (46) 07. 05. 86. Бюл. У 17 (72) Ю. Г. Ильиных и Э.Б. Волненко (5 3) 6 2-76 2 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР У 462951, кл. F 16 J 15/32, 1972.

Патент Великобритании 11 1598926, кл. F 2 В, опублик. 1981. (54) (57) 1. УЗЕЛ УПЛОТНЕНИЯ преимущественно для подшипниковых узлов высокооборотных машин, содержащий вал, корпус, уплотнительное кольцо в виде диска из металлических проволочек и узел его крепления, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения срока службы уплотнения, а также повьппения величины удерживаемого пере- пада давления при высоких оборотах

„„Я0„„1229488 А 1 (5у 4 F 16 J 15/56 // F 16 С 33/76

1 ,вала, он дополнительно снабжен. двумя тарельчатыми кольцами иэ металлических проволочек, установленными по обе стороны диска, между диском и тарельчатыми кольцами размещены упругие кольца, расточка корпуса образована вращением вокруг оси вала смещенных по оси дуг окружностей, обеспечивающих увеличение зазора с тарельчатыми кольцами при увеличении оборотов вала, на валу установлено опорное кольцо, узел крепления выполнен в виде двух прижимных колец, образующих с опорным кольцом кольцевой паз, в котором со свободной

J С2 укладкой размещены концы металличес- ф ких проволочек, при этом на прижимных кольцах выполнена винтовая нарезка, а концы проволочек в пазу выполнены с неравномерной толщиной, увеличивающейся от места выхода иэ паза.

Ф

lame

2. Узел по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что на тарельчатые

1229488 кольца нанесено покрытие из антифрикционного материала.

Изобретение относится к уплотнительной технике и предназначено преимущественно для уплотнения подшипниковых узлов высокооборотных машин.

Цель изобретения — повышение надежности и увеличение срока службы уплотнения, а также повышение величины удерживаемого перепада давления при высоких оборотах вала путем обеспечения работы уплотнения как контактное только на малых оборотах вала и при неподвижном вале и работе его как бесконтактное на рабочих оборотах вала за счет выполнения расточки корпуса определен-° ной кривизны, обеспечивающей увеличение зазора с уплотнительными элементами при увеличении оборотов вала, а также за счет компенсации износа уплотнения иэ-за возмбжности выхода проволочек из узла крепления и нанесения на уплотнение антифрикционного покрытия.

На чертеже изображен узел уплотнения (с уплотнительными элементами щеточными из цельной манжеты или собранное из пластинчатых или пленоч ных секторов).

Узел уплотнения состоит из опорного кольца 1, посаженного на вал 2, тарельчатых уплотнительных элементов 3 и дискового уплотнительного элемента 4, состоящих из проволочек колец 5 и 6 с винтовыми или шнековыми маслосгонными канавками, закрепленных вместе с концами уплотнительных элементов и кольцом 1. Тарельчатые уплотнительные элементы 3 соприкасаются со сферической поверхностью неподвижной обоймы 7, центры сферических поверхностей смещены по оси вала. Сферическая обойма 7 упирается во втулку 8 и через втулку — в бурт корпуса подшипника 9.

С другой стороны обоймы 7 расположена маслофорсунка, выполненная со втулкой 10, и подшипник 11. Между

ВНИИПИ Заказ 2437/35

Произв.-полигр. пр-тие, тарельчатыми и дисковыми уплотннтельными элементами 3 и 4 расположены упругие кольца 12.

Уплотнение работает следующим

5 образом.

При невращающемся вале 2 уплотнение осуществляется эа счет тарельчатьг< 3 и дисковых 4 уплотнительных элементов,„ прижатых к сферическим поверхностям обоймы 7.

При вращении вала 2 с кольцами

1, 5 и 6 тарельчатые уплотнительные элементы 3 под действием центробежных сил стремятся занять радиальное положение (в плоскости, перпендикулярной оси вала). При этом концы проволочек по мере нарастания оборотов вала скользят по сферическим поверхностям обоймы 7, но так как

20 центры сфер смещены по оси вала, то ,натяг щеток с поверхностями обойм уменьшается (этому способствуют и кольца 12). Если тарельчатые щетки имеют форму диска, уплотнение работает как импеллер, создавая в кольцевой зоне между втулками 8 и 10 область повышенного давления, препятствуя утечке масла наружу и не испытывая трения о неподвижные поверх30 ности, что устраняет повышенную изнашиваемость.

Уменьшению изнашиваемости способствует также уменьшение трения за счет покрытия проволочек антифрикционным сплавом, что увеличивает долговечность уплотнений. Долговечность уплотнения проволочными щетками: обеспечивается также эа счет тога, что по мере износа покрытия в местах выхода проволочек из-под ,колец 5 и 6, проволочка выходит из кольца, и свободные ее концы по мере износа снова удлиняются. Резьбайая (винтовая, шнековая) нарезка на кольцах 5 и 6 способствует откачке масла из зазора между втулками 8 и 10.

Тираж 880 Подписное г„ Ужгород„ ул. Проектная,