Механизм для преобразования движения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 F 16 Н 19/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ юг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3523920/25-28 (22) 20.12.83 (46) 07.05.86. Бюл. h - !7 (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (72) Ю.В. Макаров (53) 62).833 (088.8) (56) Патент ГДР 1)- 140774, кл. ) 02 В 75/32, 1970.

Патент Франции N"- 2093119, кл. У 16 а 19/00, 1972. (54)(57) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ДВЮКЕНИЯ, содержащий корпус, разме„„ЯО„„1229507 А1 ф

4., / щенные в нем две зубчатые-рейки и взаимодействующее с ними колесо, выполненное в виде зубчатого сектора, отличающийся тем, что, с целью надежности зацепления, зубчатые рейки смещены одна относительно другой в осевом направлении на половину расстояния между их зубьями, в активные поверхнссти первого и последнего зубьев сектора срезаны от окружностей выступов до окружности впади ы или от основной окружности впадин, и коэффициент перекрытия этих зубьев выбран меньшим или равным единице.

9507

1 122

Изобретение отйосится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для преобразования движения.

Цель изобретения — надежность за5

Ji0

45 цепления.

На фиг. 1 изображен механизм с эвольвентным зубчатым зацеплением, общий вид; на фиг. 2, — выход верхнего зуба сектора из зацепления по касательной к зубу верхней рейки и контакт нижнего зуба сектора с нижней рейкой штока; на фиг. 3 пунктиром показано корегирование последнего зуба сектора, а также зубчатой рейки; на фиг. 4 и 5 — промежуточные положения механизма преобразования движения; на фиг. 6 и 7 механизм с циклоидальным зацеплением, общий вид; на фиг. 8 — механизм преобразования движения для больших знакопеременных нагрузок с регулируемым взаимным расположением реек и пружинной компенсацией.

Механизм преобразования движения содержит ведущий вал 1 с закрепленным зубчатым сектором 2, число зубьев которого определяется по формуле

2 (-- — 1 где Z — число зубьев

Э с сектора, Z — число зубьев полного зубчатого колеса, и зависит от коэффициента перекрытия зубчатого зацепления. В простейшем случае (так как количество зубьев должно быть четкое) на зубчатом колесе спиливают сначала диаметрально противоположные зубья, а затем сфрезеровывают ровно половину оставшихся зубьев.

Ведущий вал установлен в подшипники 3. Шток 4 расположен в подшипниках 5. Шток в центральной части переходит в две параллельные зубчатые рейки 6, которые соединены между собой жестко. Число зубьев на зубчатых рейках равно половине числа зубьев полного зубчатого колеса„ Активные поверхности первого и последнего зубьев сектора срезаны от с>кружностей выступов до окружности впадин или от основной окружности впадин, а коэффициент перекрытия: меньше или равен единице.

Осевое смещение реек обеспечивается с помощью пальца,7, закреп.ленного штифтом 8 и регулировочной винтовой пары 9. Дпя восприятия динамических нагрузок на пальцах установлены распорные пружины 1Î.

Для выбора люфта зубчатого зацепления и регулирования плавного перезацепления сектора с одной рейки на другую установлена регулировочная гайка 11. Для ориентации штока при возвратно поступательном движении установлены опорные ролики 12. Для связи штока с открываемыми створками, например, шасси с колеблющимися интерцепторами и т.д., на его конце расположен узел 13 к приводному устройству летательного аппарата. Вращение ведущего вала осуществляется от электродвигателя, гидромотора и т.д.

Рейки штока 14 и сектор 15 могут иметь циклическое зубчатое зацепление„ В том случае на рейке установлены цилиндрические пальцы 16. Для уменьшения трения в зацеплении на них надеты втулки 17. Для регулировки смещения C 1ззаимное расположение зубчатых реек определяется фиксирующими винтами 18.

Механизм преобразования движения работает следующим образом.

С помощью электродвигателя или гидромотора ведущий вал 1 приводится во вращение, зубчатый сектор 2, жестко закрепленный на нем, начинает движение по стрелке (фиг. 1).

При этом последний зуб A сектора выходит из зацепления с зубом верхней рейки (по касательной) без перемещения ее, а первый эуб Ь сектора

f осуществляет контакт с первь:м зубом нижнеи рейки. Зуб сектора коррегируют и шлифуют таким образом, что выход сектора из зацепления с верхней рейкой и начало зацепления с нижней рейкой происходит синхронно беэ перемещения штока. Мертвой точкой штока является момент касания (фиг.2) первым зубом В сектора нижней рейки в процессе скольжения верхнего зуба A сектора по зубу верхней рейки.

После перехода мертвой точки зубчатый сектор обкатывается по нижней рейке перемещения ее вправо. Затем наступает левая мертвая точка. Движение зубчатого сектора абсолютно сходны с первой мертвой точкой (фиг. 5). Далее сектор обкатывается по верхней рейке и перемещает шток влево„

Зацепление может иметь циклоидную форму зуба (фиг. 6 и 7). Для уменьшения трения зуб рейки в этом случае имеет втулку.

Для повышения плавности хода снятия люфтов в зубчатом зацеплении и регулировании точности хода в мертвых точках рейки могут соединяться между собой с помощью пальцев. Бинт

9 с гайкой 11 позволяет регулировать взаимное расположение реек.

Пружины 10 обеспечивают плавность

229507 4 хода и постоянную нагрузку на зуб, снижая динамические напряжения и ликвидируя возможный люфт.

В качестве ведущего звена механизма может быть использован шток 4 (узел 13). В этом, случае вал 1 становится ведущим звеном и на него устанавливают маховик 19 для увелиlO чения момента инерции выходного звена и прохождения мертвых точек механизма.!

229507! !! !

Составитель P. Ожина

Техред М.Ходанич Корректор В. Синицкая

Редактор Н. Данкулич

Заказ 2438/36

Тираж 880

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская иаб„, д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4