Устройство для измерения давления в трубопроводе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к приборостроению и позволяет снизить трудоемкость контроля давления за счет уменьшения времени установки устройства на трубопроводе. Корпус выполнен из двух разъемных частей 1 и 2, соединенных между собой обш.ей осью 6 с пружиной 21, расположенной между пазами корпуса, и стягивающим зажимом 7, тяга которого выполнена из двух шарнирно соединенных между собой стержней с неподвижными упорами на их свободных концах. Одна из частей корпуса установлена на оси 6 с зазором, позволяюшим частям 1 и 2 помимо вращения вокруг этой оси дополнительно смещаться одна относительно другой в горизонтальном и вертикальном направлениях, благодаря чему достигается полный охват трубопровода 5 фиксирующими пазами и устраняется его возможный изгиб. При деформации трубопровода 5, передаваемой через силопередающий элемент 16 чувствительному элементу 17, последний вырабатывает электрический заряд, величина которого пропорциональна давлению внутри трубопровода 5. 6 ил. 32 2328 II I i (Л ГчЭ to х О5 С5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„1229616
<511 4 g ??! 1 9>
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
27 22 Л
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3658379/24-10 (22) 02.11.83 (46) 07.05.86. Бюл. № 17 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроизмерительных приборов и Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина) (72) В. В. Август, P. А. Ивашев, P. В. Маркелов и Г. Ф. Морозов (53) 531.757 (088. 8) (56) Патент США № 4090404, кл. G 01 1. 9/00, 1978.
Авторское свидетельство СССР № 1013778, кл. G 01 1 9/08, 1983. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕН ИЯ
ДАВЛЕНИЯ В ТРУБОПРОВОДЕ (57) Изобретение относится к приборостроению и позволяет снизить трудоемкость контроля давления за счет уменьшения времени установки устройства на трубопроводе.
Корпус выполнен из двух разъемных частей 1 и 2, соединенных между собой общей осью 6 с пружиной 21, расположенной между пазами корпуса, и стягиваюгцим зажимом 7, тяга которого выполнена из двух шарнирно соединенных между собой стержней с неподвижными упорами на их свободных концах. Одна из частей корпуса установлена на оси 6 с зазором, позволяющим частям 1 и 2 помимо вращения вокруг этой оси дополнительно смещаться одна относительно другой в горизонтальном и вертикальном направлениях, благодаря чему достигается полный охват трубопровода 5 фиксирующими пазами и устраняется его возможный изгиб. При деформации трубопровода 5, передаваемой через силопередающий элемент 16 чувствительному элементу 17, последний вырабатывает электрический заряд, величина которого пропорциональна давлению внутри трубопровода
5. 6 ил.
1229616
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения и контроля давления в Tpvooпроводе.
Цель изобретения — снижение трудоемкости контроля давления за счет уменьшения времени установки устройства на труOO11POBO;LP.
На фиг. изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 5 -- разрез Б — Б на фнг. 2; на фиг. 6 -- вил В на фиг. 3.
Устройство содержит корпус, выполненный из двух частей 1 и 2. В каждой части корпуса выполнены фиксируюшие
V-образные пазы 3 и 4, охватываюшие с двух сторон трубопроводов 5 !изображен тонкой штрихпунктирной линией). Части 1 и 2 соединя(отся между собой по разные стороны от трубопровода, с одной стороны они соединяются с помощью оси 6 и мо(ут проворачиваться вокруг этой оси, а с другой стягиваются разьемным зажимом 7. В центрах обеих частей 1 и 2 межлу фиксируюшими пазами tlo продольной оси датчика выполнены цилиндрические отверстия
8 и 9 и перпендикулярно пм в плоскости
<>си отверстий - — сквозные одностороннис прорези !О и 1!. В каждом из отверстий с зазором установлены обоймы 12 и 13, соединенные с частями корпуса черс3 упругие элементы 14 и 15, выполненные, например, в виде стержневых пружин. В каждой обойме закреплены силоперелыю(ций элемент 16, который одной плоскостьк> опирается ны наружную поверхность трубопровода 5, i другой — на чувствительный элемент 17, выполненный в виде дискового пьезоэлемента, токопроводящая прокладка 18, изо 151ционная втулка 19 и проводник 20. -(астн 1 и 2 соединены между собой стягиваю(цсй пружиной 21, пропущенной в отверстие вдоль прорезей. Концы пружины закреплсны на втулках 22 и 23, установленные в обеих частях корпуса. Между осью 6 и частью 2 выполнен зазор, например, зы счет бол(ппего диаметры отверстия 24 в этой части. Наличие зазора (юзво 15tei частям 1 и 2 помимо вращения вокруг осп 6 дополнительно смещаться лруг относительно друга в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для снижения æccTкости корпуса в направлении стягивания прорезей 10 и 11 в обеих частях 1 и 2 с противоположной прорезям стороны и параллельно им выполнены глухие прям ыс пазы 25 и 26.
Зажим для стягивания прорезей 10 и l состоит из двух клиновых захватов 27 и 28 и тяги, соединяющей эти захваты. Части 1 и 2 со стороны прорезей выполнены в виде клиновых выступов 29 и 30, которые охватываются внутренними поверхностями захватов 27 и 28. Тяга состоит из двух стержней 31 и 32, соединенных шарнирно посредине. На конце стержня 31 жестко закреп5 лено упорное кольцо 33.
Устройство работает следуюц(им образом.
Перед устанонкой датчика на трубопровс>л зажим 7 открыт, части 1 и 2 в месте установки трубопровода разведены пружиной 21, в результате чего ось 6 смещена в отверстии 24 в крайнее правое положение и опирается на внутреннюю поверхность того отверстия. Г1рорези 0 и 11 также рызведсttt>i !не стянуты), и обоймы 12 и 13
cBo()oëHo tlcðc÷åøàþTñÿ в отверстиях 8 и 9
ll(: продольной оси датчика. При этом пружины 14 и 15 рыс прямляются и смешают обоймы навстречу друг другу, одновременно, лср;((ивы я их в отверстиях.
При ус>аповке датчика ны трубопровод (юслслний укладывается в фиксируюп(ие пазы 3 и 4, llpH этом силопередаюшие элеме(п ы обойм 12 и 3 опираются на наружную поверхность трубопровода. Замыкгнот заж(м 7 и стягивают им между co(>oji обе части 1 и 2. В процессе стягивания частей корпуса обоймы 12 и 3 сме(даются в отвсрсгиях в сторону пружин 14 и !5 и изгибыют их. Сме(цение обойм прололжасп ся ло гс х пор, пока фиксирующие пазы
1к>лностью 11(охВВТ5>Т трубопровод. В этот з(> мох(ент обоймы останавливаются в отверсIt5tx, и и 3ol.нутые пружины обеспечивают заданную на(альную деформацию чувствительных элементов. При стягивании частей корпусы ло мохlента охвата трубопровода фиксирую(цими пазами части 1 и 2 поворачивак>гся вокруг оси 6, причем пружина 21 удерживает tio-прежнему ось 6 в правом крайнем положении. Перемещение выстуt1(>B 29 и 30 при этом незначительно, так как угол поворота и длины плеч от оси до высту(юв чалы. При переме(цении выступы ynuj)clloãñÿ в захваты 27 и 28 и смешают последние в противоположные стороны. В момент, когда стягивающая сила в зажиме 7 превышает сжимающую силу пружины 21, части 1 и 2 начинают поворачиваться уже
45 вокру(трубопровода 5 и дополнительно расхо (5t.i ся в противоположные стороны в месте установки oct(б за счет зазора между осью и отверстием 24. Одновременно с этим захваты 27 и 28 упираются соответственно в упорное кольцо 33 и головку стержня 32 и фиксируют свое положение.
При дальнейшем повороте частей 1 и 2 вокруг трубопровода 5 внутренние поверхности захватов 27 и 28 давят на наружные наклонные поверхности выступов 29 и 30 и стягивают прорези 10 и l l. При стягивании прорезей обоймы 12 и 13 плотно зажимаются в отверстиях 8 и 9 и оказываются жестко соединенными с частями 1 и 2 кор1229616 пуса. Поскольку обоймы охватываются в направлении, перпендикулярном продольной оси датчика, то начальная деформация чувствительных элементов в обоймах при этом не изменяется.
При впрыске топлива давление в трубопроводе возрастает, в результате чего наружный диаметр трубопровода увеличивается. Деформация трубопровода через силопередающий элемент 16 передается чувствительному элементу 17, а от последнего через токопроводящую прокладку 18 и изоляционную втулку 19 на обойму 12, жестко соединенную с частью 1 корпуса.
При деформации чувствительный элемент 16 вырабатывает электрический заряд, величина которого пропорциональна деформации наружного диаметра трубопровода и, следовательно, давлению внутри него.
Аналогичная картина происходит и во второй обойме 13.
Съем датчика с трубопровода осуществляется открытием зажима 7. При этом захваты 27 и 28 освобождают выступы 29 и
30, последние расходятся и освобожда ют обоймы 12 и 13, пружина 21 стягивает части 1 и 2 в месте установки зажима для стягивания прорезей и разводит части в месте установки трубопровода. Наличие зазора между осью 6 и отверстием 24 в Зо части 2 позволяет дополнительно смещать части 1 и 2 друг относительно друга в вертикальном направлении. В результате этого достигается полный охват трубопровода обеими гранями каждого фиксирующего паза с равным усилием на каждую грань, а также устраняется возможный изгиб трубопровода фиксирующими пазами при стягивании частей 1 и 2 зажимом 7.
Введение пружины, дополнительно сосдиняющей части корпуса друг с другом, и образование зазора между осью и одной из частей корпуса позволяет процессы установки датчика на трубопровод и стягивание прорезей с обоймами совместить в одном процессе стягивания частей корпуса на трубопроводе. В результате время уста нонкии датчика на трубопроводе определяется только временем стяги ва ни я за ж имом частей корпуса и составляет несколько секунд.
Формула изобретения
Устройство для измерения давления в трубопроводе. содержащее корпус, состоящий из двух подвижно соединенных межд собой разъемных частей, в каждой из которых выполнены идентичные пазы для контролируемого трубопровода и р» IIO.lоженные перпендикулярно им нилин;1рические отверстия со сквозными односторонними прорезями, подпружиненно iI.Tàíîâ.II..IIные в отверстиях корпуса lBf обойм ы с силопередающими и чувствительными элементами, а также стягивающий зажим, Bblполненный в виде двуx клиновых захватов, соединенных между собой тягой, отличаю.и1ееся тем, что, с целью снижения трудоемкости контроля давления за c÷åò уменьшения времени установки устройства на трубопроводе, в нем обе разъемные части корпуса соединены между собой общей осью с пружиной, расположенной между пазами корпуса и стягивают зажимом, при этом одна из частей корпуса установлена на оси с зазором, а тяга стягивающего зажима выполнена из двух шарнирно соединенных между собой стержней с неподвижными упорами на Нх свободных концах.
1229616
Редактор Н. Яцола
Заказ 2 224 I42
Составитель В. Казаков
Тех ред И. Be рес Корректор И. Эрдейи
Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий!! 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4