Источник сейсмических волн (его варианты)

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для возбуждения сейсмических волн в земле. Цель изобретения - повышение сейсмической эффективности путем повьшения частоты повторения силовых воздействий и улучшения теплового режима двигателя . Отвод тепла с индуктора 3 и якоря 13 электрического двигателя осуществляется за счет принудительной циркуляции жидкости через технологический зазор между якорем 13 и индуктором 3. Для этого, с одной стороны создается избыточное давление в нижней полости 2 насосом 25, гидравлически связанным с радиатором 23. С другой стороны обеспечивается гидравлическая связь между полостями 2 и 19 через последовательно соединенные технологический зазор и каналы 20 и 21 в теле якоря 13. 2с. и 1 з. п. ф-лы, 2 ил. с s W с o 1чЭ со ю 7 //7 W/ ///V// S фl/l.f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (Ю4G01 V! 135

Ф м

"1

Л

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3727928/24-25 (22) 16.04.84 .(46) 07.05.86. Бюл. Р 17 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) И.М.Чуркин и С,С.Чертаков (53) 550.83(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР !! 798663, кл. G О1 Ч 1/133, !979

Авторское свидетельство СССР

В 1077472, кл. G О! Ч 1/!35, 1982 . (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН (ЕГО

ВАРИАНТЫ) (57) Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для возбуждения сейсмических волн в земле.

Цель изобретения — повышение сейсми.ЯО„„1229702 A 1 ческой эффективности путем повышения частоты повторения силовых воздействий и улучшения теплового режима двигателя. Отвод тепла с индуктора 3 и якоря 13 электрического двигателя осуществляется эа счет принудитецьной циркуляции жидкости через технологический зазор между якорем 13 и индукторои 3 Для этого, с одной стороны создается избыточное давление в нижней полости 2 насосом 25, гидравлически связанным с радиатором 23. С другой стороны обеспечивается гицравлическая связь между полостями 2 и 19 через последовательно соединенные технологический зазор и каналы

20 и 21 в теле якоря 13. 2с. и 1 з. и. ф-лы, 2 ил.

1229702

Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для возбуждения сейсмических волн в земле.

Цель изобретения — повышение сейсмической эффективности путем повышения частоты повторения силовых воздействий и улучшения теплового режима двигателя.

На фиг. 1 — представлен источник сейсмических волн, согласно первому 1О варианту; на фиг. 2 — то же, согласно второму варианту.

Устройство (фиг. 1) содержит корпус 1 герметического бака, заполненного жидкостью, полость 2, индуктор 3 15 двигателя с обмотками 4 возбуждения.

Двигатель источника помещен в цилиндр 5, закрепленный к жесткой перегородке 6 бака, образованного корпусом 1, крышкой 7 и упругой мембраной 20

8. Инерционная масса 9 расположена поверх корпуса 1 и жестко соединена с ним. В крышке 7 вмонтирован ниппель 10 и ограничитель перемещения якоря в виде установочного винта 11 25

1для регулирования степени перекрытия верхним подшипником 12 каналов на якоре. Внутри индуктора 3 расположен якорь 13 двигателя, поджатый к ограничителю 11 перемещения пружиной 14. 5б

В якоре имеются короткозамкнутые витки 15. Упругая мембрана 8 герметино прикреплена к корпусу 1 с помощью фланца 16, Корпус 1 установлен на излучающей плите 17, которая контактирует с грунтом 18 ° Полость 2 под якорем 13 соединена с полостью

19 над якорем каналами 20 и 21, причем каналы 21, огибающие верхний подшипник 12, выполнены с возможностью их перекрытия этим подшипником при перемещении якоря вниз. Проходное сечение каналов 21 с целью изменения перетока жидкости и теплосъема с якоря 13 и индуктора двигателя регулируется винтами 22. Полость 19 источника соединяется с полостью 2 также через радиатор 23, обдуваемый вентилятором 24, и насос 25, соединенные между собой трубопроводами 26.

В исходном положении в полости 19 источника через ниппель 10 устанавливается избыточное давление газа.

Якорь 13 с,кольцами 15 с помощью возвратной пружины 14 и регулировочного 55 винта 11, которые служат для удержания якоря 13 в исходном положении и для регулирования величины перемещения якоря вниз при открытом канале

21, установлен так, что полость 2 соединена с полостью 19 через каналы

20, зазор и открытый канал 21. Жидкость, заполняющая полость корпуса, перекачивается насосом 25 по контуру, обозначенному трубопроводом 26, полостью 2, каналами 20, зазорам, каналами 21, полостью 19, радиатором

23, обдуваемым вентилятором 24, обеспечивая тем самым интенсивный теплосъем с якоря и индуктора двигателя, являющихся основными источниками тепловыделения. При этом проходное сечение каналов 21, регулируемое винтами

22, выбирается иэ условия .обеспечения необходимого расхода жидкости в исходном положении якоря для предот" вращения перегрева двигателя.

При возбуждении в обмотках 4 индуктора 3 импульса тока якорь 13 с короткозамкнутыми витками 15 перемещается вниз относительно индуктора

3 и винта 11, сжимая пружину 14 и вытесняя в полость 2 некоторый объем жидкости. Поскольку в начале движения якоря каналы 21 остаются открытыми, то силы, противодействующие движению якоря, незначительны, что способствует быстрому нарастанию скорости якоря и уменьшению времени трогания.

При дальнейшем движении якоря каналы 21 перекрываются верхним подшипником 12 и в полости 2 создается избыточное давление, которое образуется не только в результате -вытеснения якорем 13 объема жидкости. в полость

2, но и в результате дозировки в полость 2 объема жидкости насосом 25.

Давление обуславливает действие на инерционную массу 9 и излучающую плиту 17 расталкивающих сил, под действием которых масса 9 перемещается вверх, а плита 17 вниз, деформируя грунт и возбуждая тем самым сейсмические волны.

Переток жидкости объемом dV через технопогический зазор 27, каналы 20 и 21 при перемещении якоря вниз в предлагаемом источнике, в отличие от известного, регулируется винтами

11 и 22, выбирается из условия обеспечения нормального теплового режима двигателя и может быть ycTRHnBJIeH меньшим, чем переток жидкости объемом d Ч в известном источнике.

После возбуждения сейсмических волн якорь двигателя возвращают в

1229702

4 торый необходим для достижения требуемого теплосъема с омываемых потокаисходное положение..В отличие от известного устройства в конструкции источника на фиг. 1 якорь 13 возвращается в исходное положение не только под действием собственного веса массы 9, упругих сил пружины 14 и грунта 18, но и под действием сил, насосом 25 в полости 2.

После возвращения в исходное положение якоря 13 под действием указанных факторов, массы 9 под действием собственного веса и плиты 17 под действием упругих сил грунта 18 источник готов к повторному трабатыванию. В исходном положении источника каналы 21 становятся открытыми. Под действием насоса 25 происходит принудительная циркуляция жидкости через полость якоря, а также каналы

20 и 21, зазор 27, радиатор 23 и полость 2,. обеспечивая интенсивный

20 теплосъем с якоря и индуктора двигателя. Одновременно с возвращением якоря в исходное положение насосом

25 обеспечивается дозировка жидкости в полость 2, компенсируя ее утечку через технологический зазор между якорем и индуктором. Это также спо30 собствует повышению частоты повторения силовых воздействий.

После возврата подвижных элементов источника в первоначальное поло35 жение источник готов к повторному срабатыванию.

На фиг. 2 приведена конструкция источника сейсмических волн по второму варианту, в которой в отличие от конструкции источника по первому

40 варианту теплосъем с якоря и индуктора двигателя осуществляется в результате циркуляции жидкости иэ полости 2 в полость 19 через каналы

20, технологический зазор 27 между якорем и индуктором, каналы 21, полость якоря 28 и предварительно открытый клапан 29, а также через отверстие 30 и тот же предварительно открытый клапан 29. Размеры отверстия 30, каналов 20 и 21 и зазора 27 выбираются такими, чтобы гидродина50 мическое сопротивления отверстия 30 и гидравлической цепи, составленной из последовательно соединенных ка ао лов 20, зазора 28 и каналов 21, обеспечивали такой переток жидкости, кообусловленных давлением, создаваемым 10 ми жидкости поверхностей.

Степень открытия клапана 29 в исходном положении якоря двигателя, характеризующаяся расстоянием, которое якорь проходит вниз при открытом клапане, регулируется регулировочным винтом 31, установленным на реэьбовом соединении внутри ограничителя перемещения якоря в исходное положение, выполненного в виде регулировочного винта 11, к которому неподвижно прикреплен демпфер 32.

При неподвижном якоре, в исходном положении источника, жидкость с помощью насоса 25 циркулирует из полости

2 в полость 19 через канал 20, зазор

27, канал 21 и открытый клапан 29, а также через отверстие 30, полость

28 и открытый клапан 29, охлаждая якорь и индуктор двигателя, Теплообмен источника с окружающей средой осуществляется в основном радиатором

23, обдуваемым вентилятором 24.

При перемещении якоря вниз относительно демпфера 32 на расстояние х клапан 30 закрывается, циркуляция масла через каналы 20, 21 и зазор 27 прекращается, а насос нагнетает жидкость в полость 2. При дальнейшем перемещении якоря 13 вниз осуществляется; силовое воздействие на грунт и возбуждение сейсмических волн.

После силового воздействия якорь

13 источника возвращается в первоначальное положение. На расстоянии между якорем и демпфером 32 клапан 29 упирается в регулировочный винт 31 и при дальнейшем движении якоря в исходное положение пружина клапана сжимается, а клапан становится открытым. В результате этого восстанавливается циркуляция жидкости через канал 20, зазор 27, канал ".1 и открытый клапан 29, а также через отверстие 30 и открытый клапан 29, обеспечивая теплосъем с якоря 13 и индуктора 3 двигателя °

Использование изобретения позволит повысить сейсмическую эффектив-. ность источников путем улучшения теплового режима работы двигателя.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Источник сейсмических волн, содержащий двигатель, включающий соа

12?9702

gf fi7 ж

Фиг С

Заказ 2447/46 Тираж 728 Подпис ное

В НИИПИ производств.-полиграф. пред-е р г ° >><> ороду ул ° poeKTH > у 4 прлженные элементы в виде индуктора и подвижного якоря, установленных с. радиальным зазором, инертную массу и гидроусилитель выполненный в ви9

5 де заполненного жидкостью герметического бака с подвижным основанием и двумя полостями, расположенными по разные стороны от якоря и сообщенными каналами, выполненными в теле сопряженных элементов, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности путем повышения частоты повторения силовых воздействий и улучшения теплового режима двигателя, он снабжен радиатором и гидронасосом, установленным с воэможностью перетока жидкости из полости над якорем в полость под ним, каналы в теле сопряженных элементов соединены последовательно с радиальным зазором и огибают подшипники сопряженных элементов, при этом по крайней мере один из каналов выполнен с возможностью его перекры- 2 тия при рабочем ходе якоря.

2. Источник по и. 1, о т л и ч аю шийся тем„ что, с целью расширения технических возможностей, каналы выполнены с возможностью регу- ЗО пирования величины перекрытия посредством ограничителя перемещения якоря в исходное положение и/или регулировочных винтов, установленных в теле якоря.

3. Источник сейсмических волн, содержащий двигатель, включающий сопряженные элементы в виде инцуктора и подвижного якоря с технологическим зазором между ними, инертную массу и гидроусилитель, выполненный в вице заполненного жидкостью герметического бака с подвижным основанием и двумя полостями, расположенными по разные стороны от якоря и сообщенными каналами, выполненными в теле сопряженных элементов, ограничитель перемещения якоря в исхоцное положение„ о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности путем повышения частоты повторения силовых воздействий и улучшения теплового режима двигателя, он снабжен радиатором и гидронасосом, установленным с возможнос" . тью перетока жидкости из полости над якорем в полость под ним, каналы в теле сопряженных элементов соединены последовательно с радиальным зазором и каналом открытого клапана, снабженного винтом регулирования степени открытия канала, установленным в теле ограничителя перемещения якоря в исходное положение.