Электрическая машина постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности крупных машин постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными 2 и добавочными 5 полюсами и якорем. Катушки 6 добавочных полюсов закреплены в аксиальных пазах 7, выполненных в нажимных (немагнитных) планках 8 и 9. Между зубцами 10 планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения охлаждающего воздуха. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 расположена в пазах наконечников главных полюсов, а остальная часть зтих стержней размещена в пазах 7 планок. Все элементы конструкции машины взаимосвязаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом, поступакицим от поверхности якоря, что повышает надежность машины. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л ff /f f 9 :о со фуг f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЯИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 К 1/14, 3/52 „

f, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЬ1Й НОМИТЕТ СССР

f10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (R1) 3741332/24-07 (22) 16,05.84 (46) 07.05.86. Бюл. II 17 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И. Ленина (72) В.Г. Данько, В.И. Милых, А.К. Черкасов и P.È. Третевич (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 771803, кл. Н 02 К 1/10, 1978. Алексеев А. Б. Конструкции электрических машин. — М.: ГЭИ, 1958, с. 340-344. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности крупных машин постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными

„,Я0„„1229903 А1

2 и добавочными 5 полюсами и якорем.

Катушки 6 добавочных полюсов закреплены в аксиальных пазах 7, выполненных в нажимных (немагнитных) планках

8 и 9. Между зубцами 10 планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения охлаждающего воздуха. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 расположена в пазах наконечников главных полюсов, а остальная часть этих стержней размещена в пазах 7 планок. Все элементы конструкции машины взаимосвязаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом, поступающим от поверхности якоря, что повышает надежность машины. 1 э.п. ф-лы, 4 ил.

1229903

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к крупным машинам постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными и добавочными 5 полюсами и якорем.

Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение эффективного зазора под добавочными полюсами.

На фиг. 1 представлена часть электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — составная планка; на фиг. 4 — вариант крепления катушек с помощью планок.

Машина содержит станину 1, главные полюсы 2 с обмоткой 3 возбуждения и компенсационной обмоткой 4 и добавочные полюсы 5 с катушками 6 20 своей обмотки, состоящими из одного ряда витков, намотанных концентрически из прямоугольной шины плашмя. Катушки 6 добавочных полюсов 5 закреплены в аксиальных пазах 7, выпол- 25 ненных в нажимных (немагнитных) планках 8 и 9, сжимающих катушки в радиальном направлении. Между зубцами

10 укаэанных планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения 30 охлаждающего воздуха. Планки 8 жестко крепятся на боковых поверхностях сердатчиков добавочных полюсов 5 и упираются в выступы 12 главных полюсов

2. Планки 9 крепятся в углублениях

13 на торцах наконечников добавочных полюсов 5 и вместе с планками 8 разнесены по длине машины с образованием радиальных каналов для прохода воздуха в междуполюсные окна. 40

Планки 9 (фиг.З) с целью уменьшения эффективного зазора под добавочными полюсами выполнены составными

ыз ферромагнитного материала 14 на 45 ширине наконечников добавочных полю" сов и из неферромагнитного материала

15 в частях, протянувшихся к сердечникам соседних полюсов.

Для надежности крепления катушек 50

6 и одновременной фиксации сердечников добавочных 5 и главных 2 полюсов друг относительно друга концы планок 9 и наконечники главных полюсов имеют углубления, в которые встав-55 лены штифты 16.

Сборка машины осуществляется следующим образом.

Главные полюсы 2 с обмотками 3 и добавочные полюсы 5 с жестко укрепленными на них планками 8 крепятся к станине 1 известным способом. Катушка 6 добавочных полюсов 5 закладываются в аксиальные пазы 7 планок 8 и прижимаются планками 9, крепящимися к наконечникам добавочных полюсов 5 и фиксирующимися на наконечниках главных полюсов 2 штифтами 16. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 располагается в пазах наконечников главных полюсов 2, а крайние стержни 17, вынесенные за пределы наконечников, вкладываются в пазы, образованные планками 8 и 9 и боковой поверхность сердечников главных полюсов 2.

Для машин со значительными перегрузками планки 8.и 9 дополнительно скреплены между собой с помощью крепежных элементов 18 (фиг.4).

Все элементы конструкции взаимосвязаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом, поступающим от поверхности якоря с радиальной системой вентиляции, что повьппает надежность электрической машины постоянного тока. формула изобретения

1. Электрическая машина постоянного тока, содержащая станину, главные полюсы со стержнями компенсационной обмотки и добавочные полюсы с обмотками, катушки которых выполнены из одного ряда витков, намотанных концентрически из прямоугольной шины плашмя, и закреплены в радиальном направлении нажимными планками, зафиксированными на сердечниках соседних полюсов, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повьппения ее надежности, на сторонах нажимных планок, обращенных к катушкам, выполнены аксиальные пазы, в которые установлены витки обмотки добавочных полюсов и стержни компенсационной обмотки, а между зубцами планок, обращенными друг к другу, Имеются аксиальные каналы.

2. Машина цо и. 1, о тлич аю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения эффективного зазора под доба1229903 4 и неферромагнитного материалов, причем участок из ферромагнитного мате" ! риала расположен под торцом сердечника и равен его ширине. вочными полюсами, нажимные планки, расположенные са стороны торца сердечника добавочных полюсов, выполнены составными из ферромагнитного

4Ъг. 2

Составитель А. Дронов

Техред М. Ходанич

Редактор Г. Гербер

Корректор И.Иуска

Заказ 2457/5á Тираж 631

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственноюполиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4