Сквозная берегозащитная шпора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕВАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3780639/29-15 (22) 14. 08. 84 (46) 15.05.86. Бкл. М 18 (71) Грузинский ордена Ленина и орде на Трудового Красного Знамени поли.технический институт (72) Г.Д.Гачечиладзе, И.Я.МеликБахтамян и M.Ê.Õà÷àïóðèäçå (53) 627.41 (088.8) (56) Смирнов Г.Н. и др. Порты и портовые сооружения. — М.: Стройиздат, 1979, гл. ХХ1Ч.

Авторское свидетельство СССР

9 870570, кл. Е 02 В 3/ 12, 1980. .(54)(57) 1. СКВОЗНАЯ БЕРЕГОЗАШИТНАЯ

ШПОРА, включающая бетонные массивы, установленные ярусами и рядами, один из которых в кор,-евой части шпоры примыкает к берегу, образующие каналы, направленные между нижними масси„,Я0„„1231109 А1 снап 4 E 02 В 3/12, 3/04 вами в сторону защищаемого берега, а между верхними — в сторону русла, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее надежности и эффективности путем усиления искусственной поперечной циркуляции потока, шпора выполнена глухой в корневой части, расположена к береговой линии под острым углом, массивы .соединены встык, а каждый верховой ряд массивов в головной части шпоры размещен с взаимным частичным перекрытием концов и смещен вверх по течению в сторону русла.

2. Шпора по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что массивы верхнего и нижнего ярусов выполнены в виде призм трапецеидальной формы, расположены взаимно ортогонально большим основанием вниз.

1231 109

Изобретение относится к речным гидротехническим сооружениям, в частности к берегозащнтным шпорам, и может быть использовано для защиты и восстановления размытых берегов рек, обеспечения устойчивости земляного полотна железнодорожных и автомобильных дорог, промышленных объектов, расположенных вдоль предгорных и горных участков рек. 10

Цель изобретения — повышение надежности и эффективности сквозной берегозащитной .шпоры путем усиления искусственной поперечной циркуляции потока. 15

На фиг. 1 изображена сквозная берегозащитная шпора, вид в плане; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1; на 20 фиг.5 — сквозная берегозащитная шпора, в аксонометрии.

Сквозная берегозащитная шпора расположена к береговой линии под ост- 25 рым углом (60-70 ) и состоит из одного типоразмера сборных бетонных массивов I выполненных в виде сплошных или полых призм трапецендальной формы. Иассивы 1 установлены рядами : З0 ,2 и 3 и ярусами 4 и 5 и соединены между собой встык при помощи монтажных закладных элементов и петель из арматурной стали.

Шпора выполнена глухой в корневой части 6. В головной сквозной части 7 шпоры каждый верховой 3 ряд массивов

1.размещен с взаимным частичным перекрытием концов и смещен вверх по течению 8 в сторону русла.

Иассивы 1 верхнего 4 и нижнего 5 ярусов в плане расположены взаимно ортогонально.

Сквозная берегозащнтная шпора работает следующим образом.

Речной поток с направлением течения 8, встречая расширенную сквозную часть 7 шпоры из рядов 2 и 3-массивов 1 с системой каналов, четко разделяется на части. Нижние струи потока 9, насыщенные влекомыми донными наносами, теряют энергию за счет образования вихревых потоков, изменения направления и прохождения по каналам трапецеидальной формы, направленным в сторону защищаемого берега 10,что способствует отложению наносов и наращиванию берега. Верхний, более разрушительный слой потока 11 каналами второго верхнего 4 яруса отбрасывается в направлении движения основного потока, огибающего шпору, и отжимает его к оси русла, унеличквая тем самым защищаемую зону берега. Глухая корневая часть 6 шпоры, заделанная в берег, способствует общей устойчивости шпоры.

Трапецеидальная форма массивов 1 с расширенным основанием благодаря низкому расположению центра тяжести, расширенная сквозная головная часть

7 шпоры, создающая пространственный якорный эффект, повышают надежность и эффективность сооружения.

Трапецеидальная форма каналов характеризуется наилучшими гидравлическими показателями и пропускной способностью плавающих предметов.

Сочетание трапецеидальной формы массивов 1 и каналов создает условия для усиления:искусственной попереч-. ной циркуляции потока, увеличивая зону защиты берега и зону наращивания береговой полосы.

Расширение сквозной части шпоры, 1 размещение рядов массивов с взаимным частичным перекрытием и смещение их вверх по течению, форма массивов увеличивают устойчивость сооружения в 2-2,2 раз .по сравнению с известной конструкцией шпоры.. Экономия в расходе бетона на 1 пог.м составляет 23Х.

Лабораторные исследования изобретения на крупномасштабной модели при галечно-гравийных отложениях и зна- . чительных скоростях течения, харак-! терных для предгорных и горных участков рек, показали, что по сравнению с известной сквозной шпорой увеличивается зона защиты берега на криволинейных участках до 25Х.

1231109 (Риа2

В-д

Составитель Т. Иотова

Редактор М.Дылын Техред Н.Бонкало Корректор Г.Решетник

Заказ 2542/32 Тираж 641 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4