Привод транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕтСНИХ
РЕСГЮ БЛИН (59 4 В 60 К 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОсудАРстВенный нОмитет сссР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3835320/27-11 (22) 03.01.85 (46) 23.05.86. Бюл. Р 19 (7 1) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР (72) В.Б.Альгин, О.П.Царев и И.С.Цитович (53) 629.113 (088.8) (56) Цитович И.С. и др. Трансмиссии автомобилей. — Минск: Наука и техника, 1979, с. 65, рис. 1.2 1 . (54)(57) 1. ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащий коробки передач с входным н по крайней мере двумя выходными валами, на которых установлены зубчатые колеса, и карданную передачу, отличающийся тем, что, с целью повышения надежSU„„1232512 А 1 ности путем снижения числа нагруженных элементов, зубчатые колеса закреплены на валах жестко, причем на ведущем элементе карданной передачи установлена муфта, взаимодействующая с вилкой, а последняя связана с двуплечим рычагом, который связан с фиксирующим штифтом, при этом ведущий элемент карданной передачи связан с механизмом перемещения, который выполнен в виде гидроцилиндра, шток которого соединен с палзуном Ф установленным в направляющих.
2. Привод по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что картер коробки передач установлен с возможностью поворота относительно оси входного вала.
1 12
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано также в стационарных установках, где применяются редукторы с небольшим числом ступеней и максимальным передаточным числом до
3,5 — 4,0.
Целью изобретения является повышение надежности, как коробки передач, так и привода в целом путем снижения числа нагруженных элементов.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого привода; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — один из возможных вариантов устройства фиксации картера коробки относительно корпуса механизма перемещения ведущего элемента карданной передачи.
Коробка передач (фиг. 1) содержит входной вал 1 и выходные валы
2 — 5. Валы размещены в картере таким .образом, что шестерни 6 — 9 выходных валов 2 — 5 входят в зацепление с шестерней 10 входного вала
1 ° Картер 11 коробки передач установлен на подшипниковой опоре 12 и имеет возможность с помощью гидроцилиндра 13 поворачиваться относительно осй входного вала 1.
С помощью муфты 14 (фиг. 2), установленной на ведущем элементе 15 карданной передачи, можно соединить выходной вал 2 с карданным валом 16.
Механизм перемещения, выполненный в виде гидроцилиндра 17, шток которого соединен с ползуном 18, установленным в направляющих корпуса 19, " выполняет операцию поочередного соединения ведущего элемента 15 карданной передачи с выходными валами коробки передач посредством муфты 14.
Одновременно с соединением выходного вала 2 (фиг. 3) с ведущим элементом 15 карданной передачи происходит фиксация картера 11 коробки передач относительно корпуса 19 механизма перемещения ведущего элемента карданной передачи. Фиксация производится штифтом 20 установленным в корпусе 19 механизма перемещения.
Вилки 2 1, перемещая муфту 14, одновременно воздействует на двуплечий
32512
50 рычаг 22. Последний поворачиваясь вокруг оси, закрепленной в корпусе
19 механизма перемещения ведущего элемента карданной передачи, перемещает штифт 20 в гнездо картера 11 коробки. Возвращение штифта 20 в исходное положение происходит под действием пружины 23 после выключения передачи.
Коробка передач работает следующим образом.
При включении передачи в момент начала движения картер 11 коробки передач с помощью гидроцилиндра 13 поворачивается до совмещения выходного вала выбранной передачи с ведущим элементом 15 карданной передачи. При этом в случае необходимости механизм перемещения посредством гидроцилиндра 17, шток которого соединен с ползуном 18, перемещает ведущий элемент
15 карданной передачи до совмещения осей выходного вала 2 и ведущего элемента 15. После выполнения указанных операций посредством муфты
14 производится соединение выходного вала 2 с карданным валом 16.
Одновременно происходит фиксация картера 11 коробки передач. Далее процесс переключения идет в соответствии с изложенным.
Особенность предлагаемой конструкции привода состоит в том, что включение и выключение всех передач осуществляется одной муфтой.
В случаях, когда коробка передач отделена от двигателя, целесообразно использовать вариант предлагаемого привода, при котором крутящий момент подводится к карданному валу, а отводится от входного вала. При этом можно значительно снизить нагрузки на синхронизирующую муфту за счет уменьшения инерционных масс. Кроме того, в этом случае предлагаемая конструкция может быть использована ъ качестве раздаточной коробки. При этом, подводя момент поочередно к валам 2 — 5 (фиг. 1), можно получить четыре редукторных режима с различными передаточными отношениями. Отводить момент с раздачей по двум направлениям можно от вала 1.
1232512
A-A
f2
Составитель С.Панкратов
Редактор О.Юрковецкая Техред И.Попович Корректор М. Максимишинец
Заказ 2734/19 . Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4