Противоугонное устройство транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1232528 А1 (др 4 В 60 R 25/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3816890/27-11 (22) 27. 11.84 (46) 23.05.86. Бюл. М 19 (72) В.Л. Бессмольный (53). 629.113.014.5(088.8) (56) Ершов Б.В. Легковые автомобили

BA3. — Киев: Вища школа, 1984, с. 50. противоположное отверстие нижней части вала и выступает из него для взаимодействия с фиксирующим устройством, и профильных кулачков, установленных для взаимодействия с фланцем муфты и через два шестеренчатых редуктора с одинаковыми передаточными числами и ось взведенияс ключом зажигания, а фиксирующее устройство выполнено в виде скользящей по направляющим с возможностьюограниченного перемещения фиксирующей рамки для взаимодействия своими диаметрально противоположными выре-. зами с двумя диаметрально противоположными фиксирующими выступами нижней части вала, диаметрально противоположными срезами — с профильными выступами коромысел, а своей торцовой частью — с профильными кулачками, механизм взведения и выключения противоугонного устройства выполнен в виде зубчатого сектора, подпружиненного к жестко насаженной на шлицах оси взведения шестерне с помощью пружины кручения, муфты с четырьмя расположенньпии под углом 90 храповыми зубьями со скосами, скользящей по шлицевому наконечнику оси взведения и подпружиненной относительно этой шестерни к четырем равнорасположенным храповым зубьям дискового стопора, свободно вращающегося на оси взведения и имеющего четыре равнорасположенные по кругу отверстия для взаимодействия с фиксатором, подпружиненным относительно цилиндрового замка и взаимодействующим с выступом ключа зажигания через толкатель, переходного кольца, выполнен(54) (57) 1 ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус с расположенным в нем валом рулевого управления, фиксирующее устройство вала рулевого управления с механизмом взведения и выключения противоугонного устройства и цилиндровый замок с ключом зажигания, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности его в работе и расширения функциональных возможностей, оно снабжено устройством отключения рулевого колеса, вал рулевого управления Выполнен шлицевым, состоящим из двух частей - нижней и верхней, установленных с возможностью поворота одна относительно другой, устройство отключения рулевого колеса выполнено в виде шлицевой муфты с фланцем, установленной с возможностью осевого перемещения по шлицам двух частей вала, подпружиненной относительно вставленной в отверстие нижней части вала шпильки и зафиксированной посредством двух фиксаторов, жестко связанных с двумя взаимно подпружиненными коромыслами, расположенными в нижней части вала, один конец которых входит в выполненное в средней части шпильки отверстие, а другой своим профильным выступом входит в диаметрально

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ :::..

1232528 ного за одно целое с зубчатым сектором с двумя выступами, взаимодействующими с ключом зажигания, пальца, выполненного за одно целое с осью взведения для ограничения ее поворота, при этом один конец пружины кружения закреплен в пальце,- а другой— в корпусе.

2, Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабИзобретение относится к различным технологическим процессам и может быть использовано для транспортных средств.

Цель — повышение надежности в работе и расширение функциональных возможностей.

На фиг. 1 изображено противоугонное устройство, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг, 3—

10 то же, вид сверху; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез

Б-Б на фиг. 1; на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 7 — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 8 — разрез Д-Д на фиг. 5; на фиг. 9 — разрез Е-Е на

15 фиг. 6; на фиг. 10 †проекции рабочих положений профильных кулачков; на фиг. 11 — взаимное положение фиксирующей рамки и направляющих; на

-фиг. 12 — дисковый стопор; на фиг. 13—

20 муфта с храповыми зубьями; на фиг. 14— взаимное расположение нижней части ключа зажигания и выступов переходного кольца в положении "3" перед взведением противоугонного устройства.

Корпус 1 из металла выполнен со съемной верхней кромкой 2, которая крепится к нему с помощью болтового соединения 3, Корпус имеет два отверстия для верхней 4 и нижней 5 частей вала рулевого управления. В корпусе выполнена отдельная полость

6 для размещения замка зажигания с ключом 7 и механизма вэведения и отключения противоугонного устройст- З5 ва, а также для прилива для шестеренчатых редукторов 8 и 9 с одинаковым передаточным числом (2). Корпус закреплен на кронштейне вала рулевого жено фиксаторами, жестко связанными с коромыслами, одни концы которых входят в отверстие, выполненное в средней части шпильки, а другие своими профильными выступами в расположенные по окружности отверстия нижней части вала, выступая из них для взаимодействия с фиксирующей рамкой. управления с помощью болтового соединения 10. Внутри корпуса и крышки выполнены два диаметрально противоположных направляющих выступа 11 прямоугольной формы и две размещенные диаметрально противоположно направляющие планки 12 с ограничителями 13 хода для обеспечения и ограничения продольного перемещения фиксирующей рамки 14.

Устройство отключения рулевого колеса имеет муфту 15 с фланцем 16 скругленной прямоугольной формы, для взаимодействия с профильными кулачками 17 и 18 и фиксаторами 19 и 20, и двумя диаметрально противоположными продольными отверстиями 21 для обеспечения продольного перемещения муфты 15 под действием пружины 22 относительно шпильки 23, вставленной в отверстия 24 и 25 нижней части 5 вала рулевого управления. На внутренней поверхности муфты 15 выполнены шлицы для взаимодействия со шлицевыми наконечниками 26 нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления, между торцами которого находится ленточный шарикоподшипник 27, установленный на выступ 28 нижней части вала рулевого управления. Фиксаторы 19 и 20 жестко соединены с подпружиненными пружиной 29 коромыслами 30, размещенными в цилиндрической полости нижней части 5 вала рулевого управления, одни концы которых вставлены в отверстие 31 шпиль о ки 23, а другие своими выступами 32 входят в отверстия 33 нижней части 5 вала рулевого управления.

1232528

Фиксирующее устройство имеет прямоугольной формы с возможностью перемещения по направляющим выступам 11 и направляющим планкам 12 подпружи— ненного пружиной 34 относительно под- 5 жатой к корпусу шайбы 35 фиксирующую рамку 14, взаимодействующую с профильными кулачками 36 и 37, в которой выполнены два прямоугольных отверстия 38 и 39 для свободного хода профильных кулачков 17 и 18 в процессе срабатывания противоугонного устройства, два выреза 40 для

l взаимодействия с двумя прямоугольной формы фиксирующими выступами 41 и 42 нижней части 5 вала рулевого управления, два среза 43, взаимодействующие с выступами 32 коромысел 30, и отверстие 44 для свободного вращения нижней части 5 вала рулевого управления.

Для исключения продольного перемещения нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления относительно корпуса противоугонного устройст- ва они снабжены кольцевыми упорными выступами 45 и 46, взаимодействующими с упорными шарикоподшипниками 47. Нижняя часть вала рулевого управления имеет внутренний шлицевой наконечник 48 для соединения его с валом червяка рулевого механизма.

Механизм взведения и выключения противоугонного устройства содержит зубчатый сектор 49, подпружиненный З5 к жестко посаженной на шлицах оси 50 взведения шестерне 51 с помощью пружины 52 кручения, муфту 53 с храповыми зубьями, скользящую по шлицам оси 50 взведения и подпружиненную 4о относительно шестерни 51 пружиной 54, свободно насаженной на оси 50 взведения с помощью упорного шарикоподшипника, упирающегося в поджатую к корпусу шайбу 55, дисковый стопор 56 45 с храповыми зубьями и четырьмя отверстиями 57 по окружности для взаимодействия с фиксатором 58, причем на установленной на двух шарикоподшипниках оси 50 взведения, жестко за- so креплены ведущие шестерни 59 и 60, взаимодействующие за одно целое с профильными кулачками 18 и 37, шестерней 61 и промежуточной шестерней

62, передающей крутящий момент на ss шестерню 63, выполненную за одно целое с профильными кулачками 17 и 36, палец 64, на котором закреплен один конец пружины 65 кручения, другой конец которой закреплен в корпусе, ограничивающем углом 90 вращен; е оси 50 взведения.

Фиксатор 58, подпружиненный относительно корпуса 66 цилиндрового замка пружиной 67 к толкателю 6Ъ, размещенному в цилиндровом механизме 69 замка зажигания и взаимодействующему с ключом 7 зажигания, взаимодействует с дисковым стопором 56.

Выполненное sa одно целое с зубчатым сектором 49 переходное кольцо 70 имеет два диаметрально противоположных выступа 71 для взаимодействия с ключом 7 зажигания. Пружина 52 кручения создает крутящий момент на зубчатый сектор 49 относительно корпуса 6, в муфте цилиндрового механизма на цисковом стопоре 56 выполнены зубья 72, а на муфте 53 — зубья 73. Механический упор 74 служит для ограничения поворота зубчатого сектора 49 на угол более 90 при срабатывании противоугонного устройства.

При изъятии ключа 7 зажигания из цилиндрового механизма 69 в положении "3" (стоянка) толкатель 68 под действием подпружиненного пружиной 67 фиксатора 58 перемещается к центру цилиндрового механизма 69 вместе с фиксатором 58, который, выходя из отверстия 57, освобождает дисковый стопор 56, последний под действием пружины 65 кручения, закрученной при взведении противоугонного устройства, вместе с шестерней 51, муфтой 53 и осью 50 взведения поворачивается против часовой стрелки на угол 90 до упора пальца 64 в корпус 1 (фиг.6), поворачиваясь, ось 50 взведения при помощи промежуточной шестерни 62 поворачивает шестерни. 61 и 63 в противоположные стороны с одинаковой угловой скоростью, так как передаточное число обоих редукторов .одинаковс и равно двум (фиг. 6). Шестерни 6! и 63 поворачиваются вместе с профильными кулачками 18, 37 и 17, 36. Кулачки 36 и 37 освобождают фиксирующую рамку 14, которая под действиеи поджатой при взведении пружины 34 скользит по направляющим 11 и 12 в сторону фиксирующих выступов 41 нижней части 5 вала рулевого управления.

При этом водитель транспортного средства, поворачивая и покачивая рулевое колесо, добивается совмеще1232528 ния вырезов 40 фиксирующей рамки 14 и фиксирующих выступов 41 до полной фиксации нижней части 5 вала рулевого управления относительно корпуса противоугонного устройства и, таким образом, относительно корпуса транспортного средства.

В конце полного фиксирования рамка 14 своими двумя срезами 43 на- 1О бегает на выступы 32 коромысел 30 и утапливает их. При этом фиксаторы

19 и 20 под действием коромысел 30, сжимая пружину 29 утапливаются, освобождая муфту 15. Под действием пру- 15 жины 22, поджатой при взведении противоугонного устройства, муфта 15 перемещается в сторону фиксирующей рамки 14 по шлицам 26 нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления, сходя со шлицов верхней части 4 вала рулевого управления, таким образом, отключая верхнюю часть 4 вала рулевого управления от

25 нижней части 5. После этого рулевое колесо может свободно вращаться во все стороны. Шестерня 51, поворачиваясь, входит в зацепление с поджатыми к ней пружиной 52 зубьями зубчатого сектора 49 и поворачивает его

ЗО вместе с переходным кольцом 70 на угол 90 до механического упора 74, т.е. в исходное положение для взведения противоугонного устройства.

Дисковый стопор 56, повернувшись на 90, устанавливается следующим из своих четырех отверстий 57 напротив фиксатора 58. При срабатывании противоугонного устройства фиксируется нижняя часть 5 вала рулевого управ" ления относительно корпуса транспортного средства и отключается верхняя часть 4 вала рулевого управления, что исключает возможность механического воздействия на фиксирующее устройст- 45 во со стороны рулевого колеса.

Для отключения противоугонного устройства, а одновременно и его взведения, необходимо вставить ключ

7 зажигания в цилиндровый механизм 69 5О замка зажигания, повернуть ключ 7 зажигания по часовой стрелке из положения "3" (стоянка) в положение "0" (выключено), поворачивая и покачивая рулевое колесо до совмещения шпицов 55 шлицевых наконечников нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления и выхода фиксирующей- рамки

14 из зацепления с фиксирующими выступами 41.

Ключ 7 своим выступом набегает на толкатель 68, который, пожимая пружину 67, перемещает фиксатор 58 в отверстие 57 дискового стопора 56, фиксируя его, Одновременно нижняя часть ключа 7 входит в отверстие переходного кольца 70, при этом выступ 71 размещается справа от ключа 7 (фиг. 14). При повороте ключа 7 зажигания по часовой стрелке

его нижняя часть, воздействуя на выступ 71 переходного кольца, закручивая пружину 52, поворачивает зубчатый сектор 49 на угол 90 . Зубчатый сектор 49, находясь в зацеплении с шестерней 51, поворачивает ее и вместе с ней ось 50 взведения и муфту 53 с храповыми зубьями. При этом ввиду зафиксированного положения дискового стопора 56 с четырьмя расположенными под углом 90 храповыми зубьями 72 храповые зубья муфты 53 своими скосами (4 шт., расположены под углом 90 с обратными, чем у храповых зубьев дискового стопора

56, скосами) скользят по скосам храповых зубьев дискового стопора 56, поджимая пружину 54.

Ось 50 вэведения, поворачиваясь, своим пальцем 64 закручивает пружину 65 и одновременно роворачивает через редукторы 8 и 9 шестерню 63 с профильными кулачками 17 и 36 (по часовой стрелке) и шестерню 61 с профильными кулачками 18 и 27 (против часовой стрелки). При этом (фиг. 6) сначала кулачки 17 и 18 взаимодействуют с фланцем 16 муфты 15, поджимая пружину 22, перемещают муфту 15 в сторону верхней части 4 вала рулевого управления и при совпадении шлицов шлицевых наконечников верхней 4 и нижней 5 частей вала рулевого управления муфта 15 входит в зацепление с верхней частью 4 вала рулевого управления.

При достижении полного перемещения муфты 15 начинают взаимодействовать с фиксирующей рамкой 14 продольные кулачки Зб и 37, поджимая пружину 34, перемещают фиксирующую рамку 14 в сторону шлицевого яаконечника 48 нижней части 5 вала рулевого управления. При этом кулачки 17 и 18, продолжая поворачиваться, муфту 15

1232528 больше .не перемещают, а лишь скользят своим круговым участком профиля по.поверхности фланца 16, удерживая муфту 15 в этом положении до срабатывания фиксаторов 19 и 20. 5

Фиксирующая рамка 14, перемещаясь в сторону шлицевого наконечника 48, сходит с выступов 32 коромысел 30, под действием поджатой пружины 29 выступы 32 выходят из отверстий 33, и срабатывают фиксаторы 19 и 20, фиксируя муфту 15 от обратного перемещения. Продолжая двигаться дальше, фиксирующая рамка 14 (при покачивании рулевого колеса водителем) 5 выходит из зацепления с фиксирующими выступами 41 и 42 нижней части 5 вала рулевого управления, расфиксируя ее. .

При повороте кулачков 36 и 37 до максимального значения (кулачки 17, 18, 2Р

36 и 37 поворачиваются на угол 180, так как ось вращения поворачивается на угол 90, а у редукторов передаточное число равно двум; фиг. 10) рамка 14 занимает конечное положение 25 и удерживается в нем кулачками

36 и 37.

При повороте муфты $3 на угол 90 рабочие поверхности храповых зубьев .ее и дискового стопора 56 входят в 3р зацепление под действием пружины 54, фиксируя ось 50 взведения во взведенном положении, а с ней и все противоугонное устройство. При этом зубчатый сектор 49 (сектор 90 ) выхо-15 дит из зацепления с зафиксированной шестерней 51 и поджимается к ней своим крайним зубом пружиной 52. В дальнейшем при повороте ключа 7 за- жигания в положения 1 (зажигание) 4р и "2" (стартер) переходное кольцо 70 вместе с зубчатым сектором 49 свободно поворачивается по часовой стрелке, так как зубчатый сектор 49 не зацеплен с шестерней 51, при этом выступ 71 переходного кольца 70 все время поджимается .к нижней части ключа 7 пружиной 52.

При повороте ключа 7 в положения

"1" и "0" переходное кольцо 70 с зубчатым сектором поворачивается-sa ключом. При переводе ключа 7 из положения "0" в положение "3" выступ 71 и переходное кольцо 70 вместе с зубчатым сектором 49 своим крайним зубом, поджимаясь, упирается в зубья зафиксированной шестерни 51. При этом нижняя часть ключа 7 поворачивается в вырезе переходного кольца 70. Если ключ 7 в положении "3" не вынимается и поворачивается водителем в положение "0", то нижняя часть ключа 1 опять поворачивается в вырезе переходного кольца 70 и т.д. При изъятии ключа 7 в положении "0" противоугонное устройство не срабатывает, так как толкатель 68 становится напротив фиксатора 58 только при нахождении ключа 7 в положении "3" °

В целях предотвращения задиров на поверхностях трения острые кромки шлицев. смяты, образуют площадки шири» ной 0,05-0,12 мм. Кулачки 17 и 18 в процессе взведения противоугонного устройства передают усилие на фланец муфты 15 на протяжении всего своего вращения в двух диаметрально противоположных относительно оси симметрии муфты точках, что исключает перенос муфты при движении, аналогично взаимодействуют и кулачки 36 и 37 с фиксирующей рамкой 14 °

1232528

57 58

66 52 4У 70

Фиг. Ф.

МИЭ2 37 1232528

8- 8

r-г йаЮ

1232528

73 53

Редактор В. Петраш

Заказ 2734/19

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Пр..внятная, 4

Я с

Составитель В. Калмыков

Техред И.Попович Корректор М. Макснмишинец

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5