Регулируемая прокладка подшипника судового валопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 63 Н 21 30
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0Э
Ю (:д
А
Фиг. 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3837002/27-11 (22) 04.01.85 (46) 23.05.86. Бюл. № 19 (71) Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (72) Г. Ю. Завизион и П. А. Гаращенко (53) 629.12.03.002.72 (088.8) (56) Кравченко В. С. Монтаж судовых энергетических установок. — Л.: Судостроение, 1975, с. 77 — 78, 81 — 82. (54) (57) 1. РЕГУЛИРУЕМАЯ ПРОКЛАДКА ПОДШИПНИКА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА, содержащая клиновой элемент для плавного регулирования высоты прокладки и два диска, которые выполнены соответственно с торцовой вогнутой и выпуклой
„„SU„„1232570 A 1 сферическими поверхностями, сопряженными одна с другой, при этом клиновой элемент и диски скреплены фундаментным болтом, отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости установки прокладки, клиновой элемент и сопряженный с ним диск выполнены с взаимно сопряженными винтовыми поверхностями на смежных торцах, причем последние выполнены с радиальными пазами, при этом между ними образована полость, которая заполнена самоотверждающимся материалом.
2. Прокладка по п. 1, отличающаяся тем, что диски и клиновой элемент покрыты пленкой из 10 — 15% ного раствора кремнийорганического каучука в толуоле.
1232570
Изобретение относится к судостроению и судоремонту и касается конструирования компенсирующих звеньев в виде прокладок подшипников судовых валопроводов.
Цель изобретения — снижение трудоем5 кости установки прокладки.
На фиг. 1 изображена регулируемая прокладка, установленная в зазор Н, образованный основанием подшипника и судовым фундаментом при центровке валопровода; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — 10 диски для плавного регулирования высоты прокладки в разъединенном состоянии; на фиг. 4 — взаимные положения дисков при плавном регулировании высоты прокладки на величину h.
Прокладка содержит диск 1 и клиновой элемент 2 для плавного регулирования их по высоте, сопряженные по винтовой поверхности и выполненные с радиальными пазами 3, самоустанавливающийся диск 4, опирающийся по сферической поверхности на диск 1 и сопряженный верхней плоскостью с основанием подшипника 5, и плоский диск 6, установленный на судовом фундаменте 7. Все диски после установки в зазор
Н соединены между собой, с подшипником 5 и с судовым фундаментом 7 фундаментным болтом 8 с шайбой 9 и гайками 10. Внутренняя полость между диском 1 и клиновым элементом 2 заполнена самоотверждающимся материалом 11, после отверждения которого достигается монолитность и жесткость соединения и исключается взаимный поворот диска 1 и клинового элемента 2 при возможных разработках соединения, например, при замене фундаментного болта 8. Диск 1 и,клиновой элемент 2 имеют глухие резьбовые отверстия 12, в ко35 торых закрепляются концами рукояти для регулирования (не показаны), выполненные в виде стержней и используемые во время и для плавного регулирования высоты прокладки до уровня зазора Н. Отверстия 12 после 411 установки прокладки служат для закрепления планки 13 (условно показана пунктирной линией) перекрывающей боковой разъем между диском 1 и элементом 2, заполняемый самоотверждающимся материалом 1.
При установке прокладки в сборе диск 4, 45 проскальзывая по сферической поверхности сопряжения с диском 1, самоустанавливается соответственно уклону фундамента 7 и тем компенсирует возможную непараллельность между основанием подшипника 5 и фундаментом 7. Ступенчатое регулирование высоты прокладки в пределах зазора H обеспечивается плоскими дисками 6 из набора таких дисков различной высоты, а плавное регулирование до уровня зазора Н с пересадкой подшипника 5 на прокладку — диском 1 и клиновым элементом 2 при их взаимно развороте в противоположных направлениях вокруг фундаментного болта 8 и за счет винтовой поверхности. При этом высоту плоского диска 6 подбирают так, что при плавном регулировании высоты прокладки до уровня зазора Н ширина В бокового разъема между диском 1 и клиновым элементом 2 не превышает 1/6 — 1/8 части окружности диска 1, что соответствует углу
60 — 45 между рукоятками для регулирования. Этим обеспечивается достаточная площадь контакта между диском 1 и клиновым элементом 2, что необходимо для надежной работы прокладки.
После затяжки болта 8 гайками 10 полость между диском 1 и клиновым элементом 2 заполняется самоотверждающимся материалом, образующим замковое соединение деталей прокладки.
При использовании самоотверждающего материала исключается необходимость в высокоточной и выполняемой вручную подгонке деталей прокладки друг к другу, так как в<иможные зазоры в местах сопряжения деталей заполнены самоотверждающимся материалом. Вместе с тем упрощается закрепление прокладки в номинальном положении. Этим обеспечивается снижение трудоемкости установки прокладки.
Во избежание адгезии самоотверждающегося материала к деталям прокладки и для обеспечения удобства демонтажа прокладки с тем, чтобы использовать ее многократно, детали после очистки и обезжиривания прогреваются в термостате при 60 — 70 С и затем ополаскиваются 10 — 15О-ным раствором кремнийорганического каучука в толуоле.
После просушивания деталей в термостате при 70 — 80 С в течении 1 — 2 ч пленка каучука приобретает достаточную прочность, чтобы было обеспечено двух-трехкратное использование деталей прокладки без повторной обработки их раствором каучука.
A-А
7
77
2 б
72
Фиг.2
Составитель В. Владимиров
Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор О. Луговая
За каз 2506/21 Тираж 422 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4