Сегментная колодка упорного подшипника скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„,1232863
m) 4 F 16 С 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3827148/25-27 (22) 20. 12. 84 (46) 23.05.86. Бюл. Р 19 (71) Харьковский политехнический ин— ститут им. В.И.Ленина (72) В.M.Капинос, В.В.Рухлинский, И.Д.Усачев, А.Л.Кузнецов, А.А.Кринский, А.В.Ермоленко и Ю.Н.Окунь (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 267267, кл. F 16 С 1?/04, 1968.
Патент США Ф 3408122, кл. 308-160, 1966.. (54) (57) 1. СЕГМЕНТНАЯ КОЛОДКА УПОР—
НОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая корпус с рабочей и опорной поверхностями и выполненные в нем маслоподводящие канал и отверстие, а также размещенный у выходной кромки колодки напорный коллектор, сообщающийся через расположенные под рабочей поверхностью охлаждающие каналы со сливным коллектором, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она выполнена с дополнительными, расположенными, у входной кромки колодки, напорным коллектором и маслоподводящим каналом, сообщающим дополнительный напорный коллектор с маслоподводящим отверсТием, а на опорной поверхности корпуса колодки выполнено ребро качания, в котором расположено укаэанное маслоподводящее отверстие, при этом допол-. нительный напорный коллектор связан через щелевой канал с рабочей новерхностью, а сливной коллектор размещен между дополнительным напорным коллектором и ребром качания.
2. Колодка по и. 1, отличающ а я с я тем, что сливной коллектор выполнен в виде симметричного, плавно расширяющегося в направлении слива .канала.
1232863
Изобретение относится к деталям машин, в частности к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано, например, в паровых и газовых турбинах. 5
Цель изобретения — повышение на-. дежности упорного подшипника скольжения.
На фиг. 1 показана предлагаемая колодка, сечение по среднему диаметру; на фиг. 2 — рабочая поверхность колодки с частично снятой пластиной трения.
Сегментная колодка упорного подшипника скольжения содержит маслопод- 1- > водящие каналы 1 и 2, маслонодводяшее отверстие 3, напорные коллекторы 4 и 5, охлаждающие каналы 6, сливной коллектор 7, пластину 8 трения, опору 9 с ребром 10 качания и щелевой 20 канал 11 для подайи смазки на поверхность трения.
Маслоподводящие каналы 1 и 2 соединены с одной стороны с маслопоцводящим отверстием 3, а с другой старо- 2 ны — с напорными коллекторами 5 и 4 соответственно. Напорный коллектор 4 соединен со щелевым каналом 11, через который масло сможет поступать на поверхность трения, а напорныи ЗО коллектор 5 соединеí с охлажданицими каналами 6, которые связаны со сливным коллектором 7, расположенным между ребром 10 качания и вхоцнай кромкой 12 колодки. При этом протяженность охлаждающих каналов 6 (от выходной кромки 13 пластины 8 трения да сливного коллектора 7) выбрана так, чтобы уменьшить отвод тепла от входной части поверхности трения, поскольку переохлаждение масла в этой зоне масляного клина ведет к росту вязкости масла и росту потерь трения.
Следовательно протяженность охлаждающих каналов ограничена протяженностью 45 зоны интенсивного тепловыделения на поверхности трения. Пластина 8 трения сопряжена с опорой 9, имеющей ребро 10 качания, чта в совокупности образует двухслойную сегментную колодку.
o страиства раоатает следукицим vv разом.
Масло из системы смазки под давлением подается в маслоподводящее отверстие 3, откуда одновременно посту55 пает через маслоподводящий канал 2, напорный коллектор 4 и щелевой канал 11 на поверхность трения сегментнай колодки И через маслоподводящий канал 1 в напорный коллектор 5, из которого масло проходит через охлаж— цаюш -::е каналы 6, расположенные под пластиной 8 трения, отбирая тепло от ее наиболее нагретой части. Из каналов 6 масло поступает в сливной кол— лектор 7, отпуда сливается в корпус подшипника в направлении внутреннего радиуса колодки.
Масло, пройдя через маслоподводящий канал 1, напорный коллектор 5 и охлаждающие каналы 6, отбирает тепло о7 тыльной стороны пластины 8 трения и сопряженной с нею поверхности опоры 9, сливается в коллектор 7, выполпенныи симметри но плавно расширяющимся I3 сторону внутреннего радиуса колоцки.
Описанная схема движения масла (маслоподводящий канал 1 — напорный коллектор 5 — охлаждаюшие каналы 6) позволяет вследствие отбора тепла от пластины трения снизить температуру наиболее нагретой выходной части колодки, что уменьшает градиент темпеРатур,между входной и выходной частями пласти,- ы трения и температурную деформацию поверхности трения, а выполнение сливного коллектора 7 указанным образом позволяет обеспечить свободный слив нагретого масла, количество которого возрастает по мере его перемещения по сливному коллектару 7., Кроме того, охлаждение поверхности опоры 9, сопряженной с пластинай трения, уМеньшает градиент температур га толшине опоры, что снижает термическую деформацию опоры и, слецовательно, обеспечивает сохранение плоскостности поверхности трения колодки.
Преимущество изобретения заключается в повышении надежности работы подшипника скольжения. 3то достигается за счет уменьшения температурного градиента между входной и выходной частями пластины трения, уменьшения градиента температур по толщине опоpbI и более интенсивного отвода тепла от поверхности трения колодки за счет подачи холодного масла в масляный клин, а также за счет выравнивания вязкости масла по всей длине поверхности трения, что обеспечивает увеличение долговечности подшипника, а следовательно, снижение аварийных простоев и уменьшение затрат энергии на собственные нужды.
1: . .863
Составитель В. Городничев
Редактор Н.Яцола Техред И. Ве ерес Корректор И.Иуска
Заказ 2752/36 Тираж 777
ВНИИПИ Гос
Подписное
Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Мос
Осква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-пол олиграфическое предприятие У г. жгород, ул.Проектная, 4