Устройство для контроля знаний обучаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, а именно, к техническим средствам обучения и контроля знаний и может быть использовано при любых формах индивидуальных и групповьк занятий в различных учебных заведениях.Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит регистр с индикацией номера отвечаемого вопроса, подключенньй через блок кодирования к первым входам первого электронного коммутатора , подключенного к пульту преподавателя, регистр с индикацией номеров неверно отвеченных вопросов, подсоединенньп к выходу схемь анализа ответов на вопрос, блок ввода ответов со вторым электронным коммутатором и сумматор числовых ответов. Новым является то, что в устройство введен блок удвоения суммы введенных ответов, посредством логического элемента ИЛИ которого выходы блока ввода ответов через последовательно включенньм с ним второй коммутатор подключены к входам сумматора, выход старшего разряда которого подключен к схеме анализа ответов, а .выход остальных разрядов - к тем же входам сумматора через схему памяти и логический элемент И того же блока, к другим входам блока памяти подключен общий выход блока ввода ответов через логический элемент И, второй вход которого соединен с выходом задатчика формы ответов, а второй коммутатор - к выходам первого коммутатора . 1 ил. I (Л ьо со ОО to
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3844110/24-24 (22) 30. 11 ° 84 (46) 23.05.86. Бкл. К- 19 (72) С.М.Рожков и В.И.Гайдук (53) 681.3.071 (088.8)
-(56) Авторское свидетельство СССР № ?98954, кл. G 09 В 7/02, 1980.
Авторское свидетельство СССР
¹ 830503, кл. G 09 В 7/02, .1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЕМЬМ (57) Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, а именно, к техническим средствам обучения и контроля знаний и может быть использовано при любых формах индивидуальных и групповых занятий в различных учебных заведениях. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит регистр с индикацией номера отвечаемого вопроса, подключенный через блок кодирования к первым входам первого электронного коммутатора, подключенного к пульту
„,SU 1233203 511 4 G 09 В 7/02 преподавателя, регистр с индикацией номеров неверно отвеченных вопросов, подсоединенный к выходу схемы анали.за ответов на вопрос, блок ввода ответов со вторым электронным коммутатором и сумматор числовых ответов.
Новым является то, что в устройство введен блок удвоения суммы введенных ответов, посредством логического элемента ИЛИ которого выходы блока ввода ответов через последовательно включенный с ним второй коммутатор подключены к входам .сумматора, выход старшего разряда которого подключен к схеме анализа ответов, а .выход остальных разрядов — к тем же входам сумматора через схему памяти и логический элемент И того же блока, к другим входам блока памяти подключен общий выход блока ввода ответов через логический элемент И, второй вход которого соединен с выходом задатчика формы ответов, а второй коммутатор — к выходам первого коммутатора. i ил.
1233203
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, а именно к техническим средствам обу. чения и контроля знаний, и может быть использовано при любых формах индивидуальных и групповых занятий в различных учебных заведениях, а также на предприятиях при подготовке кадров.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже представлена структур,ная схема устройства.
Устройство содержит регистр 1 с Индикацией номера отвечаемого вопроса, блок 2 кодирования,, посредством переключателей которого набирается номер отвечаемого билета. При этом в зависимости от номера билета полу2О чаются различные комбинации подключения выходов регистра 1 к входам коммутатора 3.
В зависимости от сигналов, поступающих на его входы по ширине. Ш., с пульта преподавателя (не показан), коммутатор дополнительно изменяет комбинации в подключении выходов ре.гистра 1. Основное назначение коммутатора — исключить возможность расшифровки обучаемых кода верных ответов по заранее составленньм таблицам
Устройство также содер>ютт коммута top 4, олок 5 ввода ответов, сумматор 6, узел 7 удвоения суммы введенного и вводимого ответов, элемент
ИЛИ 8, блок 9 памяти, элемент И 10, блок 11 сравнения ответов формирователь 12 импульсов, переключатель
13 д;тя задания формы ответа и индикатор 14 (номера неверно решенного вопроса).
Г основу работы устрайс.-;ва заложено суммирование вводимых цифровых элементов ответа на запрос и дополнение их кодовым числом постоянно заданного числа.
Если в результате суммирования элементов ответа с кодовым числом будет получено заданное число — ответ -.,:epный.
Кодовые числа к вопросам билета даются в самих билетах. Для исключения возможности ответов на вопросbI набором наперед известной суммы с блока ввода ответов цифровое значение кнопок ответа изменяется в зависимости от номера билета, номера вопроса и номера программы, заданной с пульта преподавателя. При коммутативном ответе происходит обычное суммирование элементов ответа 1+2+3 или
1+3+2 или 2+3+1 и т.д. При любом рас. положении элементов ответ будет верньяи.
Принцип получения некоммутативных ответов заключается в том, что каждый последующий цифровой элемент ответа суммируется с предыдущим, а полученная сумма каждый раз удваивается перед вводом следующего цифрового элемента в ответ.
Например, вводим ответ А,В,С,Д,Е.
В узле 7 происходит поочередно после каждого ввода операция
2"{212 .(2Л+В) + С) + Д) + Е если раскрыть скобки, то получим:
16А + 8В + 4С + 2Д + Е нек ности на примере сочетания из трех цифр
; 23=4+4+3=-11, 132=-4+6+2=12; 213=
=-8+2+3 = 13, 231=-8+6+1=15; 312=12+2+2=
=16 321=12+4+1=17.
Любое из сочетаний имеет свою эталонную сумму.
При четырех цифрах, например 1234 (двадцать два сочетания), одинаковые суммы получаются в сочетаниях
1342=30; 2134=30; 1423=31; 2143=
=-3 1; 3421=49; 4321=49.
Из этого видно, что для 22 сочетаний легКо выбрать сумму, которая не ттовторяется.
Рассмотрим работу устройства на конкретнык примерах.
Б-.-.;ет 2 .
" îïðîñ 1. Перечислите пресноводные озера из заданного списка.
Зльтон. 2. Байкал. З.Аральское.
4:Севан. 5.Балатон. 6.Баскунчак и т.д.
Ответ коммутативный, так как озера: ожно выбирать в любой последовательности.
Вопрос 2. Пользуясь таблицей, покажитe формулу серной кислоты.
0 1 2 3 4 5 6 7
1233203
Ответ как все верными.
Регис вопроса. нумерова набирает сигнал с гистра 1 к одному
Выходы коммутатора
40 первый вопрос
34 56 789021 второй вопрос
5078214396
45 через открытый элемент 10 поступает
55 первого элемента ответа со вторым числовым элементом ответа. Эта сумма некоммутативный Н SO так остальные ответы будут нетр l индицирует номер первого
Обучаемый посредством пронных переключателей блока 2 номер билета 2. При этом выхода первого вопроса речерез блок 2 переключается из входов коммутатора 3.
В зависимости от. номера программы, поступающей с пульта преподавателя по шинам Ш, этот сигнал коммутируется на соответствующий выход коммутатора 3. С выхода коммутатора
3 этот сигнал поступает на один из входов коммутатора 4, который производит перекоммутацию выходов блока 5 через узел 7.Пусть заданное число для верного ответа будет 32 (емкость сумматора) и допустим, что коммутатор 4 подключает выходы блока 5 к входам узла 7 согласно таблице.
Выходы блока 5 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 третий вопрос 9. 8 6 5 3 4 2 1 7 О
Обучаемый перед набором ответа на первый вопрос нажимает кнопку с обозначением "К" в переключателе 13 (ответ коммутативный). При этом выключается логический элемент 10. Затем обучаемый из списка выбирает пресноводные озера и вводит их номера кнопками блока 5 и этими же кнопками вводит указанное в вопросе кодовое число 60.
При верном ответе — Байкал, Севан, Балатон, т.е. 2,4,5 на вход сумматора 6 через элемент 8 и коммутатор 4 в первом вопросе поступают цифры ответов 5,7,8, которые в сумматоре 6 суммируются с кодовым числом 60, соответствующим цифрам 9 3.
1О
Таким образом 9+3+5+7+8=32 — ответ верный.
Если ответ верный, то сумматор 6 заполняется полностью и на его выходе появляется сигнал, который поступает на вход блока 11. После ответа на вопрос обучаемый нажимает кнопку формирователя 12, при этом сигнал с
его выхода поступает на схему анализа ответа блока 11. Если ответ неверный, т.е. на вход схемы анализа не поступает сигнал с выхода сумматора 6, то в индикаторе 14 в ячейку памяти для первого вопроса заносится информация "Ошибка в первом вопросе".
При отпускании кнопки формирователя 12 сигнал с другого его выхода переключает регистр 1 на второй вопрос, устанавливает в исходное положение переключатель 13 и сумматор 6.
Регистром 1 задается второй вопрос, при этом выход второго вопроса регистра 1 через блок 2 и коммутатор
3 подключается к одному из входов коммутатора 4. Происходит перекоммутация подключения выходов блока 5 на выходы коммутатора 4.
Обучаемый отвечает на второй вопрос с некоммутативной формой. По таблице во втором вопросе при верном ответе он кнопками с номерами 5,4,6 набирает формулу П SO,çàòåì набирает кодовое число 3.
Для второго вопроса 3TQ соответству-ет цифрам 1,2,4,8 на выхоце коммутатора 4.
При вводе первого элемента ответа (цифры) он заносится в сумматор 6 через элемент 8. С выхода сумматора 6 эта цифра поступает на вход блока 9 и записывается в нем.
При вводе следующего элемента ответа сигнал с общего выхода блока 5 на вход блока 9, при этом к числу, находящемуся в сумматоре 6, прибавляется число, находившееся в памяти, В сумматоре произошло сложение числа первого элемента ответа с самим собой (т.е. ответ удвоился). Затем сигнал второго элемента ответа с выхода блока 5 поступает в сумматор 6. Здесь происходит сложение удвоенной суммы поступает на вход блока 9 и записывается в нее. Обучаемый набирает тре% 1 тий элемент ответа, число из блока 9 заносится в сумматор 6, удваивается, после чего к полученной сумме прибавляется третий элемент (число) ответа и т.д.
Т.е. при каждом вводе числового элемента ответа происходит удвоение суммы всех введенных ответов и прибавление к ней вводимого числового ответа, Для второго вопроса получаем
Н SO плюс кодовое число 9 (т.е. 5, 4,6,3). Согласно таблице коммутаций во втором вопросе получается 1,2,4, 8. В сумматоре 6 образуется последовательно сумма 8 1+4 2+2 4+1 ° 8=32,что соответствует верному ответу.
Затем обучаемый нажимает кнопку формирователя 12, производит первым сигналом анализ результата ответа в блоке 11, вторым сигналом сумматор
6 устанавливается в исходное положение и регистр 1 переключается на третий вопрос и т,д, После ответа на последний вопрос по индикатору 14 обучаемый анализирует результат своих ответов на каждый из вопросов билета.
Формулаиэобретения, Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последователь233203 но включенные регистр, блок кодирования и первый коммутатор, второй вход которого является входом устройства, второй коммутатор, блок ввода ответов, сумматор, блок сравнения отве— тов и индикатор, первый и второй входы которого подключены соответственно к выходам регистра и блока сравнения ответов, о т л и ч а ю щ е е
10 с я тем„ что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные формирователь импульсов, переключатель, элемент И, блок памяти и элемент ИЛИ, выход которого соединен с одним входом сумматора, а второй вход элемента ИЛИ вЂ” с выходом второго коммутатора, один вход которого подключен к выходу первого коммута20 тора, а другой вход — к первому выходу блока ввода ответов, второй выход которого соединен с вторым входом элемента И, второй выход формировате— ля импульсов подключен к первому вхо25 ду блока сравнения ответов, а первый выход — к входу регистра и,цругому входу сумматора, первый выход которого соединен с вторым входом блока памяти, à второй выход — с вторым входом блока сравнения ответов.
ВНИИ181 Зака з 2 776/у3 Тирал< 45 Подписное (1роизв.-иопигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная