Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины

Реферат

 

(19)SU(11)1233580(13)A1(51)  МПК 5    F03B3/12(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 17.01.2013 - прекратил действиеПошлина:

(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес радиально-осевых гидромашин. Цель изобретения - снижение стоимости и трудоемкости изготовления при сохранении кавитационной стойкости, а также повышение прочности. На чертеже изображено рабочее колесо радиально-осевой гидромашины, меридиальный разрез. Рабочее колесо содержит ступицу 1, выполненный из легированной стали обод 2 и приваренные к ним лопасти. Каждая лопасть выполнена составной из двух сваренных между собой частей 3 и 4, причем часть 3 лопасти со стороны обода 2 выполнена из легированной стали, а другая часть 4 и ступица 1 - из углеродистой или низколегированной стали. Каждая лопасть может иметь в зоне сварного шва 5 участки 6 поверхностно пластического упрочнения, расположенные на ее рабочей и тыльной поверхностях со стороны выходной кромки 7 и имеющие длину l и ширину b, составляющие 0,1-0,4 и 1-3 от длины Lшв и ширины шв сварного шва 5. Рабочее колесо имеет также сварные швы 8 и 9 между лопастями и соответственно ободом 1 и ступицей 2. Рабочее колесо изготавливают следующим образом. Каждую лопасть выполняют составной из двух частей 3 и 4, которые сваривают между собой до приварки лопасти к ступице 1 и ободу 2. Поскольку сварной шов 5 между частями 3 и 4 лопасти, выполненными соответственно из легированной и углеродистой или низколегированной стали, находится в области низких эксплуатационных напряжений, то его разнородность не приводит к снижению прочности рабочего колеса. В местах действия максимальных эксплуатационных напряжений расположены однородные сварные швы 8 и 9, прочность которых является достаточной. Так как кавитация большей частью развивается на ободе 2 и на части 3 лопасти, то выполнение ступицы 1 и части 4 лопасти из углеродистой или низколегированной стали не снижает кавитационной стойкости рабочего колеса. Использование изобретения позволяет снизить стоимость и трудоемкость изготовления рабочего колеса радиально-осевой гидромашины за счет уменьшения расхода легированной стали. (56) Броновский Г. А. и др. Технология гидротурбостроения. Л. : Машиностроение, 1978, с. 70-73.

Формула изобретения

РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ, содержащее ступицу, выполненный из легированной стали обод и приваренные к ним лопасти, отличающееся тем, что, с целью снижения стоимости и трудоемкости изготовления при сохранении кавитационной стойкости, каждая лопасть выполнена составной из двух сваренных между собой частей, причем часть лопасти со стороны обода выполнена из легированной стали, а другая часть и ступица - из углеродистой или низколегированной стали. 2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения прочности, каждая лопасть имеет в зоне сварного шва участки поверхностно-пластического упрочнения, расположенные на ее рабочей и тыльной поверхности со стороны выходной кромки и имеющие длину и ширину, составляющие соответственно 0,1 - 0,4 и 1 - 3 от длины и ширины сварного шва.

РИСУНКИ

Рисунок 1