Захватное устройство для гидротехнических затворов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1234340 А1 (sg 4 В 66 С 1 66 -« М».. с
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2! ) 3785009/29-11 (22) 28.08.84 (46) 30.05.86. Бюл. № 20 (71) Специальное конструкторское бюро
«Лен гидросталь» (72) В. А. Пейсахович (53) 621.86.06(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 541770, кл. В 66 С 1/66,1974. (54) (57) ЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ ЗАТВОРОВ, содержащее навешиваемую на грузоподъемную машины траверсу, установленный на ней с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси захват, содержащий корпус, шарнирно закрепленные в корпусе захватные элементы, запорный элемент, установленный в корпусе с возможностью вертикального перемещения и взаимодействия с захватными элементами и управляющим рычагом, снабженным жестко грикрепленным к нему противовесом на одном конце, подвешенным на гибком элементе и траверсе, и установленным между противовесом и запорным элементом выдвижным упором для взаимодействия со штангой затвора, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности работы, оно снабжено установленным на траверсе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси дополнительным захватом и горизонтальным валом с поперечным отверстием, размещенным в нем с возможностью фиксированного перемещения стержнем, установленным на траверсе с возможностью вертикального перемещения со стороны, противоположной захватным элементам относительно оси вала, грузом для взаимодействия с одним концом стержня и консольно закрепленными на валу рычагами, кинематически соединенными с запорными элементами захватов с возможностью перемещения последних в двух взаимно перпендикулярных вертикальных положениях и контакта с соответствующим управляющим рычагом, при этом вес груза определяется из неравенства (Мгр. f ((2Мз,э.+ >Mу р, -« где Мрр — масса груза;
M.. — масса запорного элемента;
Myvp — масса управляющего рычага; — расстояние от оси вала до центра тяжести запорного элемента и управляющего рычага; — расстояние от оси вала до центра тяжести запорного элемента.! 234340
2. ) < тройство по и 1, отличаюи<ееся
T(ì, lTo спго снабжено установленным на траверсе с возмо>кностыо вертикального пе-!
)(">1< Ill<. !lHß 0 (TOj)OIII!:3If:(f3I>< Э;1 MOIIÒOI) Изобрсте<<и«>тногитс я к механическому оборудoBHIIHfo гидротехнических сооружений а именно к навесному оборудованию кра1<ов, обслуживающих затворы и решетки гil (росс)оружений. ! сел< изобретения — повышение безо1<ас1(ос и работы.
На фиг. изображено захвати>< устройстьч> с закрытыми захватами; на фиг. 2 — — разрез Л А па <)и:1.. 1: I!H фиг. 3 разрез Б — Б
)и фп<. 1; <и фиг.:1 узел 1 на фиг. 2; на фиг. 5 <ахватнос устройство в момент заll(ll.li. I, н с п)гьч)ром; II«фиг. 6 то же, при ра.ll(< IIIIH < ;з«твором; па фиг. 7 — — то же, Ij)H р> ill())I расцсплспии с. затвором.
Захватнос y(Tj)<)II<"I.iso содержит траверсу
1 с Ilpo)<пинами 2 для соединения с подвссками грузоподъемного крана (не показаны! и захваты 3, каждый из которых вклюи< T корпус 4, состоящий из двух щек 5, сое,111!снных мсжду собой болтами 6. Каждый к<)рпус 4 с помощью оси 7 закреплен на тра 3 !)(с 1. (.)<илу в корпусе 4 симметрично уста",()l3, l(.Ill>I два захватных элемента 8, вращаю-!
IIIIx(sI ll;1 осях 9 и имеющих в хвостовой
1,1<"г)1 вырезы 10, которые в закрытом поло.1.<131<и .их)<ата с)бразуют впадину, куда вхо. и) за<горный элемент 11, фиксирующий
„1;рыпг()c положение захватных элементов 8. .):Ièoj)III>ié элемент 11 смонтирован в направ)ив><цих !2 с возможностью взаимодействия
, правляющим рычагом 13, на одном конце
).огорого закреплен противовес 14, подвешен1<ый с помощьк) гибкого элемента (напримср, IKïè) 15 к траверсе 1. На втором конце
)!Ij);I»;IsIIoIIf< i-о рычага 13 также может быть п<крсплен гибкий элемен.г (1(епь) 6, свободli() подвешенный к траверсе l. Между протиI3oI3<>o»)I 14 и запорным элементом 1 на у<<раиля>ощсм рычаге !3 установлен выдвиж)ной у<<ор 17.
Зпиор ыс элементы 1! закреплены шар1)ир<ц> па концах рычагов 18, смонтированпы < )и валу 19 и размещенных в горизонтальной Ilëoñ I<îñ i è, причем посадочные отверстия 20 напорных элементов 11 представляют обой i> продольном сечении прорези,выпол;. lIll>l(по р>)диасу R, равному расстоянию оси 7 до оси рычага 18, что обеспечиш)с г некоторую подвижпость каждого из
:3«flop!!fix >>лементoli l l c I op!I;co i 4 относитсль»п неподвижного в соогветствующей
З5
45 относительно оси вала дополнительным грузом для взаимодействия с вторым концом стержня. плоскости вала !9, установленного в подшипниках 21 траверсы l. Вал 19 предназначен для обеспечения взаимосвязанного переме<цения обоих запорных элементов 11 и, следовательно, взаимосвязанной работы обоих захватов 3. В поперечном отверстии
22 вала 19 размещен в горизонтальной плоскости подвижный стержень 23, взаимодействующий поочередно с одним из грузов
24 и 25, размещенных по обе стороны от вала 19 в вертикальных направляющих 26 траверсы !. Грузы 24 и 25 обеспечивают соответственно надежное выдергивание и вход запорных элементов 11.
Захватное устройство работает следующим образом.
При подготовке захватного устройства к операции зацепления (фиг. 5) выдвижные упоры 17 управляющих рычагов 13 предварительно вдвигают, а стержень 23 выдвигают для взаимодействия с поднятым грузом 25.
Второй груз 24 при этом опущен и опирается на траверсу 1.
Исходное положение захватов 3: зев захватных элементов 8 раскрыт, запорные элементы 11 опираются на верхние плоскости
27 захватных элементов 8, управляющие рычаги 13 занимают положение ab.
При опускании захватной балки на гидрозатвор 28 оси 29 затвора входят в зевы захватных элементов 8 и нажимают на тыльную часть 30 зева. Захватные элементы 8 поворачиваются, при этом передние охватывающие части 31 зева сходятся, а хвостовые части захватных элементов 8 расходятся. Впадины, образованные вырезами 10, раскрываются и в них под действием управляющих рычагов
l3, груза 25 и собственного веса входят запорные элементы 1!. При этом управляющие рычаги 13 не взаимодействуют со штангами
32 затвора 28, так как упоры 17 вдвинуты.
В дальнейшем при подъеме устройства оси 29 затвора 28 нажимают на охватывающие части 31 зевов, в результате чего боковые поверхности вырезов 10 сжимают запорные элементы 11, которые таким образом фиксируют захватные элементы в закрытом положен и и.
Если устройство опускается на затвор 28 с перекосом и имеет место закрытие зева толь. ко одного из захватов 3 вследствие воздействия одной из осей 29 затвора 28 на тыльную
1234340 часть 30 зева, то запорный элемент 11 не входит во впадину, образованную вырезами
10, а повисает на рычаге!8 вала 19, которому не дает повернуться второй запорный элемент 11, служащий в данном случае упором между вторым рычагом 18 вала 19 и верхними плоскостями 27 захватных элементов 8.
При подготовке захватной балки к операции расцепления упоры 17 предварительно выдвигают. Исходное положение захватов: захватные элементы 8 закрыты и зафиксированы запорными элементами 11, управляющие рычаги 13 занимают положение ab (фиг. 6), подвижный стержень 23 выдвинут для взаимодействия с поднятым грузом 24.
При этом груз 25 опущен и опирается на траверсу 1.
При опускании затвора 28 к порогу 33 штанги 32, упираясь в порог, выдвигаются вверх и нажимают на выдвижной упор 17.
Управляющие рычаги 13 поворачиваются вокруг точки а, принимая положение аЬ, . рц
При этом запорные элементы 11, еще зажатые клешнями 8 под действием веса затвора 28, остаются во впадинах, образованных вырезами 10.
После посадки затвора 28 на порог 33 устройство продолжает опускаться, перемещаясь относительно неподвижного затвора до тех пор, пока оси 29 затвора 28 не упрутся в тыльные части 30 зевов. При этом впадины, образованные вырезами 10, приоткрываются, освобождая запорные элементы
11. Освобожденные запорные элементы 11 выдвигаются из впадин рычагами 8 вала 19, поворачивающегося под воздействием груза
24 на подвижный стержень 23.
В дальнейшем при подъеме устройства оси 29 затвора 28, оставаясь на месте, нажимают на охватывающие части 31 зева, захватные элементы 8 поворачиваются и зевы раскрываются, осуществляя расцепление устройства с затвором.
Если затвор 28 опустился на. порог 33 с перекосом и имеет место взаимодействие толь- 40 ко одного выдвижного упора 17 управляющего рычага 13 с одной штангой 32 затвора 28, то второй управляющий рычаг 13, взаимодействуя с вторым запорным элементом 11, своим весом предохраняет оба зева от раскрытия.
При заклинивании затвора 28 в пазах и посадке устройства на оси 29 затвора, расцепления устройства с затвором не происходит, так как нет взаимодействия штанг 32 с упорами 17, вследствие чего запорные элементы 11 находятся под действием веса управляющих рычагов 13.
Масса груза 24 выбирается из неравенства
2m„° f(m v 1,; (l) (2m,+ > m„,ð) f)m p.-3>, (2) где m. — масса запорного элемента ll;
mv.v — масса управляющего рычага 13;
mip — масса груза 24; — расстояние от оси вала до центра тяжести запорного элемента и управляющего рычага; — расстояние от оси вала до центра тяжести запорного элемента.
Первое неравенство обеспечивает выдергивание запорных элементов 11 из впадин, образованных вырезами 10.
Второе неравенство обеспечивает удержание запорных элементов 11 во впадинах.
При ручном расцеплении захватное устройство работает следующим образом.
Так как затвор устанавливается в затворохранилище на подхватах, то штанги 32 затвора 28 находятся в нижнем положении и не могут осуществлять автоматическое расцепление. В этом случае операторы вручную поднимают управляющие рычаги 13 и освобожденные запорные элементы 11 под действием груза 24 выдергиваются рычагами 18 вала 19 из впадин, образованных вырезами 10. При этом управляющие рычаги 13 поворачиваются вокруг точки а (фиг. 7), принимая положение аЬ|.
Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с прототипом осуществляет надежное маневрирование затворами с двумя точками подвеса.
1234340
А — A
1234340
13 19
Л
28
Риа.Е Риг. 7
27
11
lli 17
Сост а ви тел ь Т. Гу би на
Редактор В. Ковтун Техред И. Верес Корректор Е. Рошко
Заказ 2691/26 Тираж 799 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
17
Iji
I1j