Наглядное пособие для изучения работы двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1234869

<511 4 ?? 09 ?? 25>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ь

4 +

% r I ьт

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3818747/28-12 (22) 30.1!.84 (46) 30.05.86. Бюл. Л 20 (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) В. Ф. Чабан, В. В. Гуськов, С. П. Кунда, А. 7. Лебедев, Г. Ф. Бутусов, A. П. Павлюк и В. В. Копыльский (53) 371.66.621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 316116, кл. G 04 В 25/00, 197!. (54) НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГ О СГОРАНИЯ

57) Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям для изучения работы двигателя внутре )него сгорания и позволяет расширить дидактические возможности. Г!особие содержит приводной электродви гател ь, понижаюгций редуктор, модель двигателя внутреннего сгорания, которая имеет центробежный регулятор, чувствительный элемент которого через кинематические звенья связан с подвижной рейкой макета топливного насоса. С рейкой соединены датчики положения по числу цилиндров двигателя и выключатели. Узел регулирования тормозящего момента включает тормозной диск, закрепленный на валу в зазоре электромагнитной муфты, которая размещена на подвижном подпружиненном рычаге. Датчик положения рычага и задатчик момента через элемент сравнения и усилитель мощности подключены к обмотке электромагнитной муфты. Работой насоса управляет рычаг, который через датчик положения подключен электрически через сумматор к усилителю, а через пружину кинематически связан с чувствительным элементом pc ãóлятора. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.! 234869

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям для изучения работы двигателя внутреннего сгорания, в частности к учебно-наглядным пособиям для изучения статических и динамических характеристик двигателя внутреннего сгорания, а именно дизельного двигателя, оборудованного центробежным регулятором частоты вращения.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей.

На чертеже представлена схема нагляд- 1о ного пособия.

Учебно-наглядное пособие для изучения работы двигателя внутреннего сгорания содержит приводной электродвигатель > понижающий редуктор 2, модель 3 двигателя

15 внутреннего сгорания, узел 4 регулирования тормозящего момента с указателем 5 моменta, тахогенератор 6 с указателем 7 частоты вращения.

Модель 3 двигателя внутреннего сгорания включает в себя центробежный регуля- 20 тор 8, чувствительный элемент 9 которого через кинематические звенья 10 связан с подвижной рейкой 1 макета 12 топливного насоса. С рейкой 11 соединены датчики 13 положения по числу цилиндров двигателя и выключатели 14. 25

Работой насоса управляет рычаг 15, который через датчик 16 положения подключен электрически через сумматор 17 к усилителю !8, а через пружину 19 кинематически связан с чувствительным элементом 9 регулятора 8. зс

Узел регулирования тормозящего момента 4 включает в себя закрепленный на валу тормозной диск 20, установленный в за-зоре 21 электромагнитной муфты 22, которая размегцена на подвижном рычаге 23, под35 пружиненном пружинои 24.

Датчик 25 положения рычага и задатчик 26 момента через элемент 27 сравнения и усилитель 28 мощности подключены к обмотке электромагнитной муфты 22.

Пособие работает следующим образом.

Для увеличения частоты вращения поворачивают задающий рычаг 15 по часовой стрелке, при этом увеличивается усилие пружины !9 и подвижный элемент 10 поворачивается также по часовой стрелке, преодоле- 45 вая усилие цеентробежных грузов чувствительного элемента 9, перемегцая рейку 11.

На выходах датчиков 13 повышается напряжение, которое посредством сумматора 17, усилителя 18 и приводного электродвигателя 1 вызывает увеличение частоты вращения.

После этого увеличивающая сила центробежных грузов чувствительного элемента 9 поворачивает подвижный кинематический элемент !0 влево, и на выходах датчиков 13 и, соответственно, усилителя 18 напряжение уменьшается, значение частоты вращений устанавливается соответственно положению задающего рычага 15.

Для умсныцения частоты вращения поворачивают рычаг 15 против часовой стрелки.

Для учеличения момента сопротивления увеличивают напряжение на выходе задатчика 26, при этом увеличивается напряжение на выходе элемента 27 сравнения и усилителя 28 мощноти, что посредством обмоток муфты 22 обеспечивает увеличение момента сопротивления. Реактивныи момент, действующий на диск 20, поворачивает рычаг 23, увеличивая усилие пружины 24, которым уравновешивается реактивный момент, действуюгций на диск 20. Одновременно с этим увеличивается напряжение датчика 25, которос, поступая на вход элемента 27 сравнения, уменьшает напряжение на выходе усилителя 28 мощности, т. е. устанавливается значение момента сопротивления равное необходимой величине, хстанавливаемой задатчиком ?6, 1ля изучения работы двигателя внутреннего сгорания при прекрагцении подачи

I îï.tèâà в один и больше цилиндров одним или больше выключателями !4 отключают дтчики 13 от сумматора 17, умеHbUldется напряжение на его выходе и, соответственно, частота вращения приводного электродвигателя 1, рейка 11 перемегцается до тех пор, пока в ее новом положении сумма величин напряжений оставшихся датчиков не станет равной значению суммы напряжений до отключения датчиков. Если при отключении цилиндров сумма напряжений оставшихся датчиков не увеличится до необходимой

BEличины, частота врап4ения уменьшится вплоть до остановки двигателя, что соответствует режиму работы реального двигателя при превышении момента сопротивления эффективного момента.

Подача сигналов датчика !6 положения задающего рычага 15 и тахогенератора 6 на вход сумматора 17 позволяет обеспечить полное соответствие процессов, наблюдаемых на учебно-наглядном пособии, с процессами реального двигателя.

Выполненное таким ооразом учебнонаглядное пособие позволяет изучать работу двигателя внутреннего сгорания во всем диапазоне его скоростных и нагрузочных режимов.

Фор,тула изобретения

1. Наглядное пособие для изучения работы двигателя внутреннего сгорания, содержа ще(приводной электродвигатель, через понижающий редуктор связанный с моделью двигателя внутреннего сгорания, отличаюи4ееея тем, что, с целью расширения дидакl ических возможностей, оно включает тахогенератор, тормозной диск, взаимодействующий с узлом регулирования момента, указатель момента, а модель двигателя внутреннего сгорания содержит имитатор топлив1284869

Составитель В. Тк>ркин

Техред И. Всрсс Корректор М. Ма кспм игиинен

Тираж 455 11одписиое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 0K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор М. Циткина

За ка з 270 1 153 ного насоса, рычаг управления с датчиком положения, центробежный регулятор, чувствительный элемент которого кинемтаически связан с входом имитатора топливного насоса, сумматор и усилитель, при этом выходы имитатора топливного насоса, тахогенератора и датчика положения рычага через последовательно соединенные сумматор и усилитель подключены к обмотке электродви гателя.

2. Пособие по п. 1, отличаюи4ееся тем, что имитатор топливного насоса содержит подвижную рейку с датчиками перемещения по числу цилиндров двигателя и выклк чатели, при этом рейка кинематически соединена с чувствительным элементом центробсiKного регулятора, выход каждого датчика перемещения через выключатель подсос;1инсн к соответствующему входу сумматоры.

3. Пособие по п. 1, отличающееся тем, что узел регулирования момента вклк)част подпружиненный рычаг с установленной н» нем электромагнитной муфтой с прорезью, датчик положения рычага, задатчик момента, элемент сравнения и усилитель моги»ости, при этом выходы задатчик» момента

1Q и датчика положения рычага через последовательно соединенные элемент сравнения и усилитель мощности подключены к электромагHHTHQH муфте, в прорези которой с зазором размещен тормозной диск, а указатель момента подсоединен к датчику положения рычага.