Способ изготовления стержней обмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способу изготовления стержней обмоток электрических машин. Целью изобретения является повышение производительности труда и снижение трудоемкости при одновременной формовке, опрессовке и запечке пазовой и лобовой частей стержня (С) в одном гибочном шаблоне. После сплетения С, промазки клеящим лаком формовку, опрессовку и запечку пазовой и лобовых частей проводят одновременно . Во время запечки участок от одного из концов С до места сопряжения лобовой части с головкой оставляют незапеченным. Вынимают С из шаблона, разводят проводники на незапеченном участке, устанавливают изоляционную гребенку и пропзводят контроль на наличие замыканий п поиск их места расположения двумя пндукционпымп датчиками . Один датчик устанавливают с охватом соединительных проводов, подк.пючающих каждую пару проводников С к источнику питания, а другоГ| на противоположном конце С с возможностью перемещения вдоль него. Сигнал III от датчиков поступают в блок сравнения, соединенно1О с ними, и лампочка сигна.чизирует о наличпп и. ш отсутствии замыкания между нроводнпками в пазовой и лобовых частях С. После контроля и устранения замыканий изоляционную гребенку снимают, разведенные проводники сближают, промазывают лаком и уп,чотняют изоляционной ленто11. 9 ii.i. Ф сл ГчЭ оо 4 СО Ю о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„1234920 дц 4 Н 02 К 15 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / "

Н А ВТОРСКОМЪ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3706152/24-07 (22) 29.02.84 (46) 30.05.86. Бюл. № 20 (71) Научно-исследовательский институт Завода «Сибэлектротяжмаш» (72) А. И. Горнинг и Ю. Н. Яковенко (53) 621.315 (088.8) (56) Труды Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института технологии электромашинно- и аппаратостроения. Вып. 6, М.: Энергия, 1968.

Технология крупного электромашиностроения. Т. 1 Турбогенераторы. Л.: Энергия, 1981, с. 112 — 137. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕРЖНЕЙ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к способу изготовления стержней обмоток электрических машин. Целью изобретения является повышение производительности труда и снижение трудоемкости при одновременной формовке, опрессовке и запечке пазовой и лобовой частей стержня (С) в одном гибочном шаблоне.

После сплетения С, промазки клеягцим лаком формовку, опрессовку и запечку пазовой и лобовых частей проводят одновременно. Во время запсчки участок от одного из концов С до места сопряжения лобовой части с головкой оставляют незапсчснным. Вынимают С из шаблона, разводят проводники на незапеченном участке, устянявливя10т изоляционную гребенку и производят контроль на наличие замыканий и поиск их места рàcïoëожсния двумя индукционными дяTчиками. Один датчик устанавливают с oitt;tтом соединительных проводов, нодключяюIl!Hx каждуto пару проводников С к источник м I t è T ç и и я, а д р м г1) и - I I II и р О т и в О и Ол О жном конце С с возможностью п»рсм»гц»ния вдоль него. Сигналы OT;13T÷èêîâ !поступают

В олок сравнения, »0»ди н!. IIII0l О» ними, It лампочка сигHà !!1çèðóñò О ияли It!è или Отсутствии замыкания между проводник;till! в 11;13oBoA H лооовых I3»тях С. Ho», 1<. контроля и устранения замыканий изоляционную гр»бенку снимают, разведенные проводники сближают, промазывают лаком и уплотня10т изоляционной лентой. 9 ил.! 234с)20

Изобретение относится к элсктромаши<н>С т р 0(. H H K) и > I O )K C T () hI T b и С П Ол из 0 в и и 0 B 11 p оизводствс стержней обмоток крупных электрических машин.

Цель изобретения — повышcíèå производительности труда и снижение материа10емкости при одновременной формовке, опрессовкс и запсчке пазовой и лобовых частей стержней обмоток в одном гибочном шаб.(ОНЕ.

На фиг. 1 приведена схема гибочного шао!

О лона для формовки, запечки пазовой и 10бовых частей стержня, общий вил; на фиг. 2—

C Õñ "«1а KOHTPO 1 )1 H3 OTC)J ТСТВ ИС ЗВM BIK3 EI HI! ч< жлу проводниками стержней; на фиг. 3 .,i, )< I13 фиг. 2; И3 (f)HI . 4 -- схем KoHTpo,IH для сл "«чая, ког 1(! м(>жд< контро,l и руcM blми проводниками в зоне пазовой и лобоВых частей за м ы кани(ol сутсте>уст, 110 IlpoВоди и ки з(1 м кнуты м(>>кл « сОООЙ в точке <> на Kofll((стержня; на фиг. 5 схема ко<ггрoл Я л;IЯ сл « 13 Я, Kогла м(. )кд > KОнтрО(<и p (- 2(> мыми прово LIIHK3 1H и зоне пазовой и лобоBbIx частей, а гакжс на KÎHIL(стержня 3(iMhlK3lIHH отсутс! !>ук>г; на фиг. 6 то жс, для случая, ког;(3 между контролирусмымп

IlpOBoÄHÈ Ка(« П Б зон(ll(IBOEIO! I и (1ооовьlх

25 частс и иместся замыкание !3 точке е и конце стержня в точке 1; на фиг. 7 т<) H(c, когда меж D KOIITpoëHðócMI IMH проволниками в лоне П3з013ОИ и .н>бовых частей имеется замыкание, в то fhc к, El на кон!Пс сгсржня замыкание отсутствует; на фиг. 8 то жс, когда между контролируемыми Приво,(никами в зоне пазовой и лобовыK частей им(. 10тся замыкания В точке и и 113 Koli цс стержня в точкс О, на фиг. 9 — схема контро,1ÿ для случая, когда м(йсд) контр0,1ир) с мыми проводниками в зоне пазовои и лобовы.< частей име(отея замыкания в точках р и и, а на конце стержня замыкание отсутствует.

Способ осуществляют следукнцим o<)разом.

Подготовку к опрессовке лобовых частс и совмещают с по ьготовкой к опрсссовкс Iifiзовой части, при этом на одной из 10бoвь частей стержня оставляют нспромазанный клсяшим лаком участок размером 50 80 мм, нахо;(яшийся непосредственно за зачишенными концами проводников. Пол!гостью подготовленный стержень 1 укладыва<от между нагревательными и ирессуюшими элементами 2 гибочного н(аблона (фиг. 1), формуK)i, ОП РЕCCOBBIВ(! 1ОТ H:3;1IICK3 ЮТ ОДНОВРЕМЕНИО IIHзовмю и,н)оовыс ч,>сти. Контроль замыкан и Й н р 0 в од н и к о В в ы и О. н я ют и Ос,1 (:13 и е ч к и пазовой и лобовых частей и выемки стержня из гибочного шаблона. ИзоляцlfollHE>IH Ilpoмс ж «ток мсждм зач и ц(СIIH I>lм и м>! EiсTк(! Ми проводников создают с помошьк) изоляционной гребенки 3 на той лобовой части, <д< уменьшcí3 длина иром;IBKI! клсянIHM . аком.

ИHÄÈ КЯПИ 10 П3,1 И 1 3 Я:i3 «11>L«> кцио! И1ы ми датчиками 4 и 5. Напряжение от источника 6 питания подается к контролируемым проводникам стержня 1 через присоединительные провода и шупы 7 и 8 (фиг. 2 — 4).

Ко>ггроль за наличием контакта между шупами 7 и 8 и ffpOB01IIHKaMH стержня 1 осуществляют Ilo свечению сигнальной лампочки 9 (фиг. 3). Сигнальная лампочка 9 должна во всех случаях светиться слабо или ярко, так как она включена во вторичную цепь импульсного трансформатора, встроенного в шуп 8.

Первичной обмоткой импульсного трансформатора является присоединительный провод, проходя!ций через шуп 8. Импульсный трансформатор реагирует на распределенную емкость, сущсствук>шую между изолированными проводниками стержня 1. При наличии контакта мсжлу шупами 7 и 8 и проводниками стержня 1 и отсутствии замыкания между проводниками стержня 1 лампочка 9 свегится слабо. При наличии контакта межлу щупами 7 и 8 и проводниками стержня 1 и наличии замыкания между проводниками стержня лампочка 9 светится ярКО.

Сигналы OT индукционных датчиков 4 и 5 ц(>ступают в блок !О сравнения, на котором уcTHHoBëcíà сигнальная лампочка

11, си).нализируюшая î Hà IH÷èè (отсутствии) замыкания между проводниками B зоне пазовой и лобовых частей стержня (фиг. 2 и 3). Возможны несколько случаев наличия (<>тсутствия) зам !KBI!Hé между проводниками стержня: в зоне пазовой и лобовых частей замыкание отсутствует, однако контролируемые проволники замкнуты на конце стсрж(-.я (фиг. !); в зоне пазовой и лобовых часTcé и на конце стержня замыкание отсутcTB)>ет (фиг. 5); в зоне пазовой и лобовых частей и на конце стержня конгролируемые проводIIHKH име!от замыкания (фиг. 6); в зоне IIBBOBOH и лобовых частей контрог!Ирмемые проводники имеют замыкание, на конце с"и ржпя ffpoBOJHHKH ki(«амк»,ты (фи<.. 7);

В .>оне пазовой и лобовых частей контро IHp3 емые проводники имеют более одного замыкания, кром= того проводники замкну-ы IIB конце стержня (фиг. 8); в зоне пазовой и,лобовых IBcòcé контролируемые проводники им >loT более одного замыкания, а

Н3 КОНЦЕ СтСРж(Iß ПРÎВОДНИКИ HÅ ЗаМКНУтЫ ((B! H f . 9 ) .

Б первом случае (фиг. 4) путь прохождения тока короткого замыкания следую!ций: источник 6 H>Millóëüñíîãо напряжения

If(sf! 8 — первый проводник 12 точки замыкания d, второй проводник 13 — шуп 14 источник 6 импульс:<ого напряжения. Магнитнс>с по.>с, соз(ак>ц(еес)! вокруг проводников

12 и 13, фиксиру>тся латчиком 4, а вокруг сосдинитслblll>lx IiрОВОДОВ -- датчиком 5.

Сигналы or (атчиков 4 и 5 с двух сторон поступают к блоку 10 сравнения, сигнальная лампо и;а 11 которого в L3!tftoM случае

1234920 не светится, что указывает на отсутствие замыкания в зоне б стержня (фиг. 2) . Во втором случае (фиг. 5) лампочка 11 также не светится, что указывает на отсутствие замыкания в зоне б стержня (фиг. 2), так как сигналы от датчиков 4 и 5 не поступают в блок 10 сравнения. В третьем случае (фиг. 6) лампочка 11 светится, что указывает на наличие замыкания между проводниками 12 и 13 в зоне б стержня (фиг. 2).

Свечение лампочки 11 обьясняется тем, что ток короткого замыкания не доходит до датчика 4, следовательно на блок 10 сравнения сигнал поступает только от датчика 5.

Поиск места расположения замыкания заключается в том, что датчик 4 перемещают вдоль стержня с позиции I на позицию II

В момент пересечения точки замыкания е датчик 4 фиксирует наличие магнитного поля вокруг замкнутых проводников 12 и 13 и подает сигнал на блок 10 сравнения, в результате чего лампочка 11 гаснет, отмечают место расположения замыкания и устраняют, повторно устанавливая датчик на позицию и если лампочка 11 не горит (фиг. 4), то замыкание устранено качественно.

В четвертом случае (фиг. 7) установление наличия замыкания и его устранение аналогично третьему случаю. В пятом случае (фиг. 8) поиск месторасположения замыканий заключается в следующем: датчик 4 перемещают вдоль стержня с позиции 1 на позицию II, в момент пересечения точки замыкания т датчик фиксирует наличие магнитного поля вокруг замкнутых проводников

12 и 13 и подает сигнал на блок 10 сравнения, в результате чего лампочка 11 гаснет. отмечают место расположения замыкания и устраняют его, и датчик 4 перемещают с позиции II на позицию III, после пересечения второй точки замыкания и, за которой магнитное поле исчезает и датчик 4 не подает сигнал на блок 10 сравнения, лампочка 11 вновь загорается, отмечают место расположения и устраняют замыкание. После устранения замыкания в точке и датчик 4 с позиции (П перемещают на позицию I, при этом сигнальная лампочка 11 не должна светиться.

В шестом случае (фиг. 9) установление на10 личия замыкания и устранение его ана10гично пятому случаю.

После контроля замыканий изоляционнуlo гребенку 3 (фиг. 2) удаляют с конца стержня, проводники в зоне е (фиг. 2) сближают вплотную друг к другу, промазывают клеящим лаком и накладывают изоляционную ленту.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет снизить материалоемкость и трудоемкость за счет сокращения количества операций технологическогO процесса изготовления стержней.

Фор 1(11.га азобретенгг»

Способ изготовления стержней обмоток электрических машин, заключающийся в плетении стержня, промазке клея щим лаком, формовке, опрессовке и запечкс пазовой и лобовых частей с помощью гибочного шаблона, при котором осуществляют контроль на наличие замыкг)ний между соседними проводниками и поиск их места расположения, от.ггг«аюшийс.г тем, что, с целью повып)ения производительности труда и снижения материалоемкости при одновременной формовке, 25 опрессовке и запечке пазовой и лобовых частей стержней обмоток в одном гибочцом шаблоне, во время запечки участок от Одного из концов стержня дo места сопряжс.1ODOBOI1 iIB(. TII C B0,1OBI(OIl OC TB I3.15IIOT незапеченныл1, вынимают стсрж III пз п(боч30 ного шаблона, разводят проводники на ук;Iзанном участке, л стг)нав1ив(1101 изоляционцУIО ГРсое11км ll 11РОиз130дят ко!1 1 1)o, 11 II I! !111личис замыканий и поиск их мест; распо.10жеllия, 111)II этом еаждл Io п(1РУ 111)013().(11!1ков поочередно с 1!Омощь)О ОО(.динитель11ых

35 проводов подключают к источнику 11итания, уста пав 11;I3(3 IOT I B;! и IIIVI II I!0!I II I X да Тч и к;1, соединенных с блоком сравнения, Одlll! с Охватом coc ;III!!ителш(ых I)po!30. !0B, а .!1))— гой — на противоположном I oIIII(. стержня с возможностью 1!Орел!с!цс11!(я !3;I()! ü II(го. при наличии замыканий их устраня!От, снимают изоляцио IIIvlo грсбс1!кл, разве I(. èные проводники сближают вплотнук) друг к другу, промазывают клеящим лаком и уплотняют изоляционной лентой.

1234920

qua, 5 диг. Е

11 10 дог,7

70 фцг.8

5 8 9 гСocòëâèòt. . tü I 1с(и It. B

Редактор 10. Серел:.i 1 сирс;, И. Всрес Корректор М. 1смцик

Заказ 2703155 Тираж 63! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4